Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Синий Жук
Автор: С.Прудников, И.ТалалаевДата: 21.09.2023 19:11
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

СИНИЙ ЖУК (BLUE BEETLE)
2023, США-Мексика, 127 мин.
Жанр: кинокомикс, приключения, фантастика
Режиссёр: Анхель Мануэль Сото
В ролях: Шоло Маридуэнья, Бруна Маркезини, Бекки Джи, Дамиан Алькасар, Джордж Лопес, Адриана Барраса, Белисса Эскобедо, Эльпидия Каррильо, Сьюзен Сарандон


МНЕНИЕ «ЗА»

Многострадальная киновселенная DC сегодня находится в стадии перерождения, стараниями новых управляющих в лицах Джеймса Ганна и Питера Сафрана. Последние элементы почившей франшизы в том виде, в каком она предстала в «Человеке из стали» Зака Снайдера, продолжают выходить на экраны, но катастрофически недобирать кассу. Провалы постигли как сиквел «Шазама» и сольник его ультимативного врага Чёрного Адама, так и узнаваемого по членству в Лиге справедливости Флэша. Последними отголосками некогда монументальной DCEU стали новичок «Синий Жук» и вторая часть похождений атланта Аквамена на просторах мирового океана.

Бронебойная харизма исполнителя роли Аквамена Джейсона Момоа, скорее всего, выбьет из зрителя не один доллар, а вот неизвестный широкой общественности Синий Жук – настоящая тёмная лошадка, от которой можно было ждать как оглушительного провала, так и впечатляющего триумфа. На счастье, лента Анхеля Мануэля Сото оказалась ближе ко второму варианту, получив умеренно восторженные отзывы критиков и зрителей, отметивших приземлённую атмосферу кинокомикса и неперегруженный лором ориджин титульного героя.

Синий Жук появился примерно в одно время с Суперменом и Бэтменом, и является ещё одним представителем так называемого «золотого века» комиксов, однако комиксовая история Жука довольно запутанна – персонажа изначально придумали в издательстве Fox Comics и звали его Дэн Гаррет, после чего права на героя перешли в Charlton Comics, где у Гаррета изменилась предыстория и набор способностей, а ещё через некоторое время «Синий Жук» стал собственностью AC Comics, где это прозвище получил изобретатель и приключенец Тед Корд, который неоднократно сталкивался как со своим предшественником Дэном Гарретом, так и с другими альтернативными версиями Жука. Окончательно Синий Жук трансформировался в супергероя, которого мы знаем сегодня, уже в DC Comics, где Тед Корд уступил магического скарабея, дающего ему сверхъестественную силу, латиноамериканцу Хайме Рейесу. И как раз Рейес становится центральной фигурой киноадаптации.

По сюжету глава крупной оружейной компании Виктория Корд намеревается с помощью инопланетной технологии невиданной мощи – Синего Скарабея – обеспечить себе монополию на производство чудо-брони OMAK, работающей по принципу высокотехнологичного симбиотического протеза. С политикой тётушки резко не согласна Дженни Корд, чей отец – первый Синий Жук Тед Корд, - основал компанию для помощи людям, а не разжигания войн. Дженни похищает Скарабея и передаёт его обычному пареньку Хайме Рейесу в надежде, что тот спрячет артефакт подальше от людей Виктории. Но Скарабей, обладающий собственным разумом, выбирает Хайме своим новым носителем, внедряется в тело парня и преобразует его в нового Синего Жука. Теперь Хайме и его семья под прицелом жадной и беспринципной миллионерши, и что самое страшное – Рейес даже не знает, как управлять своей крутой инопланетной бронёй, чтобы защитить себя и своих близких.

По факту, Синий Жук – это Человек-паук от киновселенной DC: такой же молодой и обаятельный, получивший высокотехнологичную броню от пропавшего без следа бизнесмена. Хайме Рейес не обладает никакими способностями сам по себе, но пока Скарабей в его теле, он может облачаться в пуленепробиваемый экзоскелет, умеющий создавать любой оружие, какое только сможет придумать носитель. Дизайн костюма, к слову, получился замечательным, особенно на фоне конкурентов из Марвел, которые так обленились, что уже даже рисуют костюмы с помощью CGI. DC в этом плане молодцы – костюм сделан оригинально, смотрится как настоящий, а его возможности показаны достаточно изобретательно. На самом деле, в концепции Синего Жука просматриваются знакомые мотивы из множества супергероев – тут вам и Человек-паук, и Железный человек, и Человек-муравей, и Веном, при этом персонаж не выглядит как калька ни с одного из них, подкупая персональным очарованием, львиная доля которого исходит от его окружения.

А то, что семейство Рейес – главная удача картины, факт неоспоримый. DC со всей своей снайдеровской мрачностью и пафосом, тем не менее, всегда делали особенный акцент на семейности и родственных узах. Одинаковые имена у матерей Бэтмена и Супермена способны положить конец бойне, а банда подростков, ставшая роднёй под крышей одного радушного дома, разделила между собой силы греческого пантеона, чтобы супергеройствовать в Филадельфии. Флэш ломает мультивселенную, чтобы спасти маму от смерти, а у Аквамена тёрки с собственным сводным братом. Вот и Хайме Рейес, получив силы инопланетного костюма, не бросается спасать мир, а всего лишь желает защитить родных от алчных и жестоких капиталистов – родителей, младшую сестру, бабулю-революционерку и взбалмошного, но невероятно умного дядюшку. Родственники Хайме беспрестанно шутят, ставят героя в неловкое положение перед работодателями и потенциальным любовным интересом, но стоят друг за друга горой даже перед лицом врага, значительно превосходящего их количеством и силой. Сьюзан Сарандон прекрасна в образе безжалостной карьеристки с ручным головорезом на подхвате, а Шоло Маридуэнья прилично смотрится в роли Хайме, чьей харизмы и юношеского обаяния хватает, чтобы проникнуться достоинствами главного героя. Но главной любимицей зрителя станет, безусловно, бабуля Рейес, которая может казаться божьим одуванчиком, но стоит её внуку оказаться в беде, как хрупкая старушка превращается в Рэмбо с пулемётом наперевес, и это смотрится одновременно трогательно и уморительно смешно. Юмора в «Синем Жуке» вообще в избытке, и он не вызывает чувство неловкости своей инфантильностью, уравновешивая приличную для кинокомикса драму.

Найдут для себя отраду и поклонники оригинальных комиксов о Синем Жуке – пасхалок и камео к Дэну Гаррету, Теду Корду и другим знаковым персонам оригинальных рисованных историй тут хватает, а вот явной привязки к вышедшим ранее фильмам о членах Лиги справедливости нет. Нам пару раз вскользь упомянут Бэтмена и Супермена, но какие они в мире Синего Жука – загадка, что позволяет внедрить без всяких последствий новоиспечённого героя в новую киновселенную DC от Ганна и Сафрана, где прославленным героем в красно-синем будет уже не Генри Кэвилл, а Дэвид Коренсвет. Собственно, Ганн уже пообещал найти Хайме Рейесу место в своей франшизе, и это обнадёживает, потому как потенциал у Синего Жука – огромный, а анонс приключений другого примечательного героя – Бустера Голда – внушает робкую надежду на экранизацию одного из самых забавных бромансов в комиксах DC.

«Синий Жук» Анхеля Мануэля Сото, пожалуй, первый кинокомикс DC, скленный по лекалам Марвел образца десятилетней давности, когда фильмы конкурента были событием, притягивающим к себе внимание. Это типичный ориджин героя, компетентно и красиво снятый, предлагающий выверенный баланс экшна, семейной комедии и рафинированной супергероики без излишнего пафоса и вселенских ставок. Кажется, что мы стали свидетелями нового курса франшизы, на которой все давно уже поставили крест.


Сергей Прудников



МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Первый абзац можно было бы посвятить описанию сюжета фильма, но «Синий Жук» – это настолько классический (в самом плохом смысле этого слова) ориджин, что за абзац, пожалуй, можно раскрыть сюжет слишком подробно, вплоть до важнейших диалогов. Но зачем транслировать всю скудность фантазии сценаристов, если можно просто сказать, что перед нами смесь «Человека-паука» и «Железного человека», только без ностальгических ноток Сэма Рэйми и бронебойной харизмы Роберта Дауни-младшего. А ещё без атмосферного саундтрека от Дэнни Элфмана или роковых запилов AC/DC. Без прорывных для своего времени спецэффектов с пролётами Паука над Нью-Йорком и фирменного сарказма плейбоя и миллиардера Тони Старка. В общем, банальная история становления супергероя, лишённая всех сильных сторон тех образцов, на которых столь явно и так неудачно равнялся режиссёр Анхель Мануэль Сото.

В его защиту можно сказать лишь то, что Синего Жука вообще-то не жалко. Это даже и близко не столь знаковый и культовый герой, как Человек-паук или Железный человек (ну или Бэтмен и Супермен, если выражаться в терминологии DC). Да, его путь в комиксах уже довольно долог, он имеет определённую фан-базу, но широкому зрителю всё-таки не особо известен, а его влияние на вселенную DC по сравнению с персонажами Лиги Справедливости где-то околонулевое. Но даже приступая к просмотру с чистым разумом, не ожидая вообще ничего не то что прорывного, но даже хотя бы примечательного, всё равно сталкиваешься с недоумением: ну почему же всё так пресно? Где хоть малейшая фантазия? Где смешные шутки? Где разнообразный экшн? Где достойные противники? Зачем вообще воротить потенциальный блокбастер, если буквально всё, что может предложить как сценарий, так и видеоряд, это тотальная копипаста со всех нам знакомых фильмов?

Большую часть времени Синий Жук сражается с солдатами, которые в принципе не способны нанести ему хоть какой-то урон. Более того, зачастую сражается даже не он сам, а его костюм-симбиот-жук, который залез ему под кожу («через задницу» – и это самая смешная шутка фильма, что, в общем-то, уже исчерпывающе говорит о качестве здешнего юмора), т.е. сам по себе главный герой Хайме Рейес не представляет из себя вообще ничего. Ну, он честный, любит свою семью, он милый и, в общем-то, обаятельный парнишка, только такой типаж и близко не стоит с Тони Старком, который сам сконструировал себе броню, или Питером Паркером, который хоть и школьник, но тоже обладает незаурядным интеллектом. Хайме же, в свою очередь, может похвастаться лишь недолгой карьерой уборщика в особняке главной злодейки. Понятно, что персонаж нужен DC для презентации латиноамериканского персонажа, и его сделали типичным трудягой, но можно ведь было хоть немного постараться!

Смотрится «Синий Жук» со скукой, вызов ему бросают от силы раз или два, да и те схватки выглядят какой-то игрой в поддавки. Банальный сюжет считывается до самой развязки если и не при взгляде на постер, то где-то на пятой минуте фильма и просто не способен увлечь – столько раз мы видели в кино нечто подобное, но более талантливо реализованное. И главный вопрос: зачем вообще повторять (с поправкой на более слабый уровень исполнения) всё то, что крутили в кинотеатрах аж 20 (!) лет назад? Можно долго перемывать карточки всё стремительнее скатывающейся киновселенной Marvel и Кевину Файги, который, кажется, откусил кусок, который не способен пережевать, но, увы, нынешние DC отстают от Марвелов как раз на пару десятилетий. Для жанра кинокомиксов в частности и развлекательного кино в целом это – целая эпоха. И можно пожалеть «Синего Жука», похвалить его за обаятельную семейку на заднем плане (пусть даже отдающую слабоумием) и общую непритязательность, но даже такой снисходительный взгляд на посредственный проект не позволит поставить ему оценку выше «тройки». А кто сказал, что мы такие добрые?.. Ладно, всё-таки добрые, иначе вспомнили бы вообще «Гайвера».


Игорь Талалаев
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 312 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio