ЛИМБО (LIMBO)
2023, Австралия, 108 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
Режиссёр: Иван Сен
В ролях: Саймон Бейкер, Роб Коллинз, Наташа Вэнганин, Николас Хоуп, Ник Баклэнд
Австралийский режиссёр Иван Сен привёз на Берлинале этакий нуар из глубинки – процессуальный детектив о нераскрытом преступлении, который он снял в чёрно-белом формате. Австралия всегда была самобытным континентом, но в «Лимбо» эта земля выглядит словно другая планета – бесплодный мир навевает тоску по «Безумному Максу», хотя тонально и тематически это абсолютно разные фильмы. «Лимбо» посвящён темам расового неравенства, разбитым семьям и рефлексии на тему проблем местных аборигенов. Звучит как каша, однако, «Лимбо» удаётся совместить подобное в рамках отдельно взятого образца жанрового кино, и по крайней мере лучше, чем получилось у «Города тайн».
Детектив Трэвис приезжает в отдалённый городок, чтобы дорасследовать дело Шарлотты Хейс – молодой женщины из числа коренного населения Австралии, пропавшей без вести аж 20 лет назад. Трэвис, угрюмо слушающий христианское ток-шоу на радио, пристрастился к наркотикам, ведёт себя асоциально и постоянно хандрит. Типичный герой нуара следует знакомым установкам и останавливается в мотеле под названием «Лимбо», где ему предоставляют комнату, похожую на пещерный грот. Проблема в том, что в городе живут преимущественно представители коренных народов, которые с недоверием относятся к белому сыщику.
Сценарий «Лимбо» не уделяет много внимания детективной работе как таковой. Наоборот – по сравнению с аналогичными лентами «Лимбо» довольно однообразен. Но здесь есть то, чего найдёшь не в каждом детективе – атмосфера. Фильм может показаться затянутым для тех зрителей, кто привык к более торопливому или маскулинному действию. В конечном итоге «Лимбо» снят так, чтобы заинтересовать именно драматической составляющей. При этом лента не погрязает в собственном контексте: в картине целенаправленно добавлено много социальных комментариев на тему расового и социального расслоения в Австралии, что, тем не менее, не переходит красную черту и позволяет всё равно рассматривать «Лимбо» как жанровое кино. Аккуратный финал позволяет проникнуться фильмом, причём в довольно реалистичной манере: жёсткий проект нельзя назвать надуманным.
Главную роль исполнил Саймон Бейкер (тот самый из «Земли мертвых»). Его герой больше похож на уголовника, чем на полицейского. Помятый, побитый, весь в татуировках – духовно надломленный человек давно стал темой нуара. При этом тут можно найти моменты нежности, которые кроются и в характере главного героя. Что касается атмосферы, то она на высоте: монохромная эстетика немного отдаёт пафосом, но по крайней мере верно подобрана – актёрам подобное помогает добавить жалобные нотки, а окружающий мир становится жутким и чужеродным.
Само слово «Лимбо» отсылает к Чистилищу. Впрочем, так и есть – пустыни Австралии становятся преддверием Ада, где томятся в отчаянии уставшие души. Надежды в мире «Лимбо» просто нет. Тем не менее, съёмочная группа отличалась гуманизмом, так что в сценарии всё равно можно разглядеть элементы искупления. Через тьму – к свету, а далее, может быть, и в рай: размеренный темп «Лимбо» позволяет настроиться на философский лад во время просмотра и достигнуть покоя при лицезрении довольно жёсткого фильма «ни о чем». Требуется смелость, чтобы снять такую картину, и у авторов «Лимбо» она явно была.
Егор Рябцев