БАНШИ ИНИШЕРИНА (THE BANSHEES OF INISHERIN)
2022, Великобритания-США-Ирландия, 114 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Мартин МакДона
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган, Пэт Шорт, Гари Лайдон, Джон Кенни
Сельская Ирландия была местом действия театральных постановок, которые сделали Мартина МакДону знаменитым – прежде всего театрала, а затем уже режиссёра «Залечь на дно в Брюгге», «Семи психопатов» и «Трёх билбордов». Изначально, «Банши Инишерина» существовала именно в виде пьесы, однако, драматург по каким-то причинам считал её незрелой, так что до полноценной постановки дело не доходило, хотя МакДона полагал вернуться к «Банши» в более зрелом возрасте. Сохранив название, адаптировав сюжет и конкретизировав концепт, четвёртый полнометражный фильм МакДоны стал самым «ирландским» из всех его фильмов: драма о разорванной дружбе, адаптирующая культурное наследие постановщика.
Действие фильма происходит на вымышленном острове у побережья Ирландии в 1923-м году. В этом сыром, негостеприимном место, где постоянно моросит дождь, располагается захолустная деревня, куда даже не провели электричество. И живут на острове Инишерин такие же суровые люди. Большую часть населения составляют фермеры, а их свободное время состоит из музицирования или посиделок в уединённом пабе с ленивой болтовнёй. Подрик и Колм были лучшими друзьями на протяжении десятилетий, пока, однажды, казалось бы, без всяких причин, Колм решил, что больше не хочет проводить время с Подриком. Мужчина хочет сосредоточиться на том, что ему интересно – писать музыку и играть на скрипке. Для Подрика это настоящий шок, так как в его жизни есть лишь три важные вещи: сестра Шивон, с которой герой живёт в одном доме; домашняя ослица; и, собственно, Колм – лучший друг и собутыльник. Теперь Подрик испытывает жёсткое чувство ресентимента и одиночества, и даже городской дурачок Доминик никак не может успокоить протагониста. Подрик приходит к выводу, что ссора с Колмом носит временный характер, и пытается восстановить дружбу.
Как и в других фильмах МакДоны, абсурд, в конце концов, перерастает в насилие. Колм ставит Подрику любопытный ультиматум, который для зрителя может быть одновременно ошеломительным и забавным. И всё же, насколько бы мрачным не становилось повествование, МакДона всё равно мастерски разоблачает уязвленное самолюбие представителей рода человеческого. В сценарии даже присутствует голос разума в лице Шивон – сестры Подрика, невольно для себя взявшей роль импровизированной «матери» для двух взрослых оболтусов. При этом сюжет мудро не представляет Шивон женщиной-опекуншей, а даёт ей возможность реализовать собственные стремления. Иначе говоря, Инишерин в представлении режиссёра является экзистенциальной пустотой, из которой, тем не менее, можно выбраться. Отличное место действия для того, чтобы разоблачить ветхую «чернуху», продемонстрировать те или иные конфликты, неизбежно возникающие в малых коммунах, а также спроецировать общий фон на реальную жизнь – наверняка в ситуации Подрика и Колма могли оказаться отдельные зрители.
В «Банши Инишерина» воссоединяются Колин Фаррелл и Брендан Глисон, чья разница в возрасте, телосложениях и характерах формирует из них пару почти беккетовских героев. Контраст между ними выявляет лучшее в обоих актёрах, а МакДона, привыкший работать со знакомыми лицами (артисты уже снимались вместе в «Залечь на дно в Брюгге»), позволяет себе вольности: в фильме есть моменты, уравновешивающие мрачность жизненной драмы с трагикомедией. Также, несмотря на то, что «Банши Инишерина» изначально был задуман пьесой, это всё равно очень кинематографическая работа: проникновенная широкоэкранная операторская работа придаёт суровым пейзажам мифологический вид, а меняющий настроение сцен саундтрек можно отнести к лучшим в карьере композитора Картера Бёруэлла.
Качество сценария сияет – при всём своём нигилизме сюжет забавен, хотя оттенки юмора здесь явно чёрные. При этом «Банши Инишерина» является тематически богатой картиной, углубляя в наиболее мрачные аспекты человеческой природы: как люди становятся жертвами отношений, как упрямство и отсутствие гибкости могут буквально разрушить жизнь и т.п. Даже любопытно, что действие фильма разворачивается во время Гражданской войны в Ирландии: боевые действия не доходят до Инишерина, однако, люди всё равно на взводе
(а внезапный разрыв дружбы закадычных друзей выглядит отличной метафорой разделения близких в результате любой гражданской войны, – прим. ред.). Хотя нельзя утверждать, что перед нами лучший проект в фильмографии МакДоны, это, несомненно, самая родная для него лента – фильм, после просмотра которого, каждый будет ощущать себя немного ирландцем. При этом, несмотря на наличие всемирно известных актёров, картина больше рассчитана на старомодных зрителей – вызывающая пустоту и отчаяние «Банши Инишерина», будучи сжатой и скромной, куда глубокомысленнее, чем нечто гладкое и поверхностное вроде «Не беспокойся, дорогая».
Егор Рябцев