АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ (ANATOMIE D'UNE CHUTE)
2023, Франция, 152 мин.
Жанр: детектив, драма
Режиссёр: Жюстин Трие
В ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Сэмюэл Тейс, Антуан Райнарц
Успешная немецкая писательница Сандра Войтер (Хюллер) переезжает к супругу Сэмюэлу (Тейс) в уединённый домик в горах Франции. Чета растит слабовидящего сына, жена даже на чужбине пожинает плоды славы. Как-то она принимает в гостиной интервьюера, а муж наверху будто специально и несколько обиженно включает музыку погромче. Чуть позже тем же днём бездыханное тело Сэмюэла остывает под окнами дома, а полиция хочет поговорить с главным подозреваемым и, по традиции, самым близким человеком жертвы, Сандрой.
Проще всего будет сказать, мол, «Анатомия падения» судебный детектив, где основной хронометраж занимает разбирательство, раскрывающее все интриги фильмы кроме одной: правда ли в суде Гренобля одеваются именно так? К тому же тут разыгрывается совершенно неожиданный перфоманс: заранее было понятно, Сандра Хюллер это хэдлайнер каннского лауреата, тем более женщина в главной роли под шёпот некоторых зрителей о феминистской повестке в фильме, ещё и снятом женщиной. Но актёр, который сыграл местного прокурора в костюме Санты, наше почтение. Какой-то самодовольный мужчина может сейчас сказать, будто тот украл феминистское кино у женщин, как Гослинг украл «Барби». Но «Анатомия падения» плюс-минус знает что делает: да, здешние нарративы ставят женщину в позицию патриарха — она зарабатывает, она успешна, она спокойна и рациональна, по паре намеков она даже физически посильнее мужа.
Сандра занимает эту семейную аллель, но не ради предсказуемого постмодернизма, это не работает как насмешка, не превращается в гротеск, где только женщина в маскулинном амплуа способна показать всю нелепость последнего. Напротив, Сандра на своём месте, она вынужденная глава семьи, она далеко не во всём готова принять эту роль, зачастую очень по-женски возмущаясь своей ответственности, от чего автор
ка (для концептуальности именно так) сценария и фильма Жюстин, казалось, должна пытаться уйти. С другой стороны, феминные черты мужа не смотрятся издевательскими, нетипично слабыми, эти двое вообще не персонажи-функции, это мечта любого кинодраматурга: живые люди на экране, каждый прав по-своему, каждый по-своему мудак, всё прямо как в реальности — не случайно персонажей-супругов зовут так же как самих актёров.
Здешняя центральная мысль, даже не мысль, эмоция, не о столкновении социального положения мужчин и женщин, не попытка занять патриархальный трон, унизить или возвысить по признаку гендера, не способ сказать, будто женщина тоже сильна и тоже может быть злодеем (да и был ли здесь таковой). Не считая награды одной милой собаченции, которая, все мы надеемся, не пострадала при съёмках, свою победу в Каннах «Анатомия падения» получила едва ли за феминистскую повестку (хотя это первое, что приходится слышать), а скорее за куда более традиционную идею. Можете сколь угодно менять местами маскулинные и феминные роли, уравнивать, жонглировать, но брак всё равно останется чертовски непростой штукой, по которой вам предстоит катиться от трогательных фотографий искренне смеющихся и улыбающихся худых молодых лиц посреди каких-то безымянных, но уютных баров, к… да вы и сами знаете, к чему.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 19 октября