З/Л/О 85 (V/H/S/85)
2023, США, 112 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёры: Дэвид Брукнер, Скотт Дерриксон, Наташа Кермани, Майк П. Нельсон, Джиджи Сол Герреро
В ролях: Фредди Родригес, Джеймс Рэнсон, Джордан Бэлфи, Джиджи Сол Герреро, Дэни Детте, Челси Грант, Алекс Галик, Джастен Джонс
1985 год в США – время и место, с которым большая часть жителей постсоветского пространства познакомились через чарующую силу видеокассет. «З/Л/О 85», новая часть альманаха «найденной плёнки», окончательно переехавшая на сервис Shudder, вовсю эксплуатирует пресловутые вайбы 1980-х, но делает это креативным образом. Ещё бы, шестая часть франшизы вновь следует знакомой формуле «Зовём разношерстных постановщиков, и надеемся на лучшее, и получается, наверное, одной из самых противоречивых в немаленькой серии: сегменты то имеют потенциал для полного метра, то просто тщеславны без всяких на то причин.
Итак, сквозной линией в «З/Л/О 85» становится эпизод Дэвида Брукнера, стилизованный под документальный фильм. Сегмент повествует о загадочной инопланетной сущности, которой исследователи «скармливают» всякие телешоу и прочие творения поп-культуры, чтобы тот лучше понял человечество. Эта серия – самая странная во всей франшизе «З/Л/О». Связано это с манерой повествования, ведь простая история об учёных, которые изучают липкое существо, имитирующее всё, что видит, является традиционным тропом для ужасов и научной фантастики. В любом случае Брукнер растягивает сегмент и порционно подаёт материал, чтобы завершить сам фильм «З/Л/О 85» на высокой ноте: кульминация эпизода становится финалом самого фильма и, видимо, добавлена ради шок-эффекта.
Майк П. Нельсон («Поворот не туда: Наследие») снял сразу две части: первую и предпоследнюю. Истории, как нетрудно догадаться, сюжетно связаны. В первой группа молодёжи (важный фактор для любого ужастика 80-х) едет на озеро, чтобы потусить, выпить и отдохнуть, но на них нападает снайпер. Сегмент полон сюрпризов и интересных сюжетных находок – по крайней мере именно в нём авторы немного отошли от концепции «З/Л/А» и представили изобретательную трактовку материала. В «Амброзии» (втором эпизоде, срежиссированном Нельсоном) рассказывается о семье со странной традицией. В отличие от первого эпизода за авторством Нельсона, в котором продемонстрировано пугающе реальное насилие, эта часть ощущается вымученной, да и напряжения в ней заметно меньше.
Горячая мексиканка Джиджи Сол Герреро («Адское бинго») выступила автором интересного эпизода «Бог смерти», в котором реальное землетрясение в Мехико используется в качестве фона для происходящих событий. В центре внимания – выпуск новостей в реальном времени, который прерывается из-за катаклизма. Студия разваливается, выживает лишь телеоператор, и он вместе со спасателями оказывается под землёй наедине с древним злом. Фрагмент демонстрирует страшные кадры, которые можно принять за реальные последствия катастрофы, однако, стоит начаться сверхъестественным событиям, как впечатления становятся смазанными. Что ж, зато авторы смогли представить хорошие декорации.
А вот следующий эпизод от Наташи Кермани («Везучая») вообще мог бы быть частью «Чёрного зеркала». Сюжет повествует об артистке-перформансистке (во как!), которая выступает перед аудиторией и демонстрирует чудеса неказистой виртуальной реальности 1980-х. Дальнейшие события отсылают к «Трону» и «Газонокосильщику». Возможно, здесь авторы хотели высмеять уже современную привязанность к гаджетам, но получилось это так топорно, что хочется недоуменно промотать: долгожданный катарсис не наступает даже в кровожадной развязке.
И, наконец, последний эпизод – от самого Скотта Дерриксона, автора «Синистера» и «Чёрного телефона» (на которые в сегменте есть неприкрытые отсылки!). Полицейский детектив расследует серию загадочных убийств, запечатлённых на видеокассетах. Штука в том, что кассеты с убийствами сыщик получает ещё до того, как совершено преступление. В поисках улик полицейский встречает подростка, который неожиданно связан с этими видеозаписями. Вполне вероятно, что эта серия – лучшая из представленных в «З/Л/О 85», но при этом сама по себе наименее эффектное произведение Дерриксона. Наверное, режиссёру просто не хватило экранного времени, да и сама манера «найденной плёнки» сбивает с толку. А вот дайте постановщику бюджет, и из этого несколько утомительного эпизода получится достойный полнометражный фильм.
В очередной части «З/Л/А» найдётся парочка эффектных моментов, но, кажется, серия начинает понемногу выдыхаться. Такое чувство, что в этот раз создатели ориентировались лишь на многочисленных поклонников, а вовсе не на случайную публику. Иными словами, если зритель знаком с серией «З/Л/О», то уже понимает, что его ждёт, и стоит приступить к просмотру «85». Для всех остальных антология может оказаться сродни апатичному пожиманию плечами – приколы всё ещё соответствуют истокам. Доставайте видеомагнитофон из закромов!
Егор Рябцев
Смотрите на VHS!