ЗВУК СВОБОДЫ (SOUND OF FREEDOM)
2023, США-Мексика, 131 мин.
Жанр: драма, криминал, триллер
Режиссёр: Алехандро Гомес Монтеверде
В ролях: Джеймс Кэвизел, Билл Кэмп, Хавьер Годино, Ессика Боррото Перримен, Эдуардо Верастеги, Лукас Авила, Кристал Апарисио, Кристофер Аведисьян
Не удивительно, что в центре сюжета неожиданного хита от инди-студии с красноречивым названием Angel Studios находится христианская повестка. И судя по солидным сборам в 231 миллион долларов (особенно на фоне скромного 14,5-миллионого бюджета), нужно сказать, что в отличие от повесточки леваческой, сатанинской и прочей ЛГБТ-шной, зритель голосует за такое зрелище и рублями (т.е. долларами), и ногами (т.е. активно идёт в кино). «Звук свободы» рассказывает про американского правительственного агента Тима Балларда, который ловил педофилов на территории США, но в какой-то момент понял, что совершая богоугодное дело по отлову извращенцев и запирая их за решётку, он так и не освободил ни одного ребёнка, попавшего в сексуальное рабство. По собственному признанию Балларда, многодетного отца (это важно в контексте истории), от несправедливости, с которой он сталкивался на работе, у него разрывалось сердце. И единственной возможностью собрать сердце воедино он увидел более активные действия.
Разумеется, столь резонансный сюжет трогает ещё сильнее от того, что основан на реальных событиях. Баллард сначала уговаривает начальство отправить его в командировку в Южную Америку, а затем и вовсе увольняется, чтобы ничто не отвлекало его от спасения детей. В Колумбии он встречает любопытного персонажа по имени Вампиро, который отнюдь не выглядит героем, к тому же успел отсидеть в тюрьме за связи с наркокартелем, но тоже готов тратить своё время и даже рисковать жизнью ради освобождения детей. Объединив усилия, двое мужчин сначала пытаются искать похищенных по одному, но быстро понимают, что ловить нужно на живца – организовав секс-притон высшего класса для самых богатых извращенцев, куда торговцы живым товаром сами захотят привезти «маленьких пташек». При этом Баллард не читает проповедей, но чётко и ёмко объясняет свою мотивацию, цитируя Библию.
Главную роль исполнил Джеймс Кэвизел, чей зенит карьеры остался в начале нулевых. Актёр сыграл сына пожарного в душевной «Радиоволне» а затем сына плотника в «Страстях Христовых» (здесь Джеймса повысили до Иисуса Христа и, закономерно, что эта роль так и осталась пиковой в его портфолио, хотя сейчас всё активнее обсуждается выход продолжения блокбастера Мэла Гибсона). Через пару лет последовала ещё одна работа в заметном проекте – «Дежа Вю» Тони Скотта, где Кэвизел решил отойти от образа хорошего парня, но после 2006 года в карьере актёра наступило затишье и в громких премьерах он не отмечался. Однако будет ошибочным полагать, будто он совсем ушёл на покой; напротив, артист, кажется, нашёл дело своей жизни и крепко связался с религиозной тематикой – до «Звука свободы» он поучаствовал в съёмках аж десятка фильмов про христианскую мораль (или как минимум несправедливость ислама); какие-то были игровыми, какие-то документальными, где он выступил рассказчиком. Так что «Звук свободы» – не случайный успех и попадание в «яблочко», а планомерное развитие важной для Кэвизела темы, которое наконец-то дало свои плоды. И в этой картине вдохновенная игра Джеймса является тем самым элементом, что переводит недорогой остросоциальный фильм в разряд крепких драматических триллеров, обязательных для просмотра.
Фильм снят неброско, без особых изысков или претензий на высокую художественность, что объяснимо его невысокой стоимостью в производстве. Но спокойная режиссура основывается на довольно «приземлённом» сценарии, который при всей чудовищности описываемых преступлений старается избегать шокирующих сцен и какой-то особой жестокости в кадре. Похищают детей здесь просто держа их за руку, сцен изнасилования тоже нет, но всю эту грязь, которую не способно смыть ни одно тюремное заключение, в достаточной степени способно дорисовать воображение впечатлительного зрителя. Получается совсем как с той коробкой Финчера в «Семи», где содержимое не показано, но при просмотре нам всё равно становится дурно. Буквально нескольких напряжённых моментов вполне достаточно для фильма на столь щекотливую тематику, и зачастую в такие моменты нам демонстрируется мужественное лицо Тима Балларда, который не может позволить себе выдать бушующие в его душе эмоции, вынужденный играть свою роль ради успеха всей операции, от чего проникаешься невольным уважением к этому человеку.
Реальный Баллард спас несколько десятков похищенных детей, но это лишь начало длинного-длинного пути, который не увенчается успехом, ведь работорговля развивается куда быстрее, чем общество готово с ней бороться. Но это не значит, что нужно опускать руки. Возможно, как раз стоить бить в набат, и потому такой фильм, как «Звук свободы» особенно ценен – не как художественный продукт, созданный для обогащения продюсеров или завоевания престижных премий, а как рупор, через который неравнодушные люди могут докричаться до толпы и попытаться изменить этот мир к лучшему. Причём тут совсем нет пропаганды или манипуляций на эмоциях – лента довольно скупа и даже скованна в выражении эмоций, ведь режиссёр и автор сценария Алехандро Гомес Монтеверде прекрасно понимает – с такой темой очень легко перегнуть палку, а для не зачерствевшего зрителя будет достаточно и суховатого изложения фактов.
Конечно, мастистые голливудские постановщики могли бы снять такое бьющее под дых зрелище, что просто вывернули бы наши души наизнанку, но проблема в том, что по статистике и основной потребитель детской порнографии, и основной участник сексуального насилия над детьми находится как раз в Соединённых Штатах.
Игорь Талалаев