Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Снегирь
Автор: Игорь ТалалаевДата: 16.11.2023 02:56
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

СНЕГИРЬ

2023, Россия, 116 мин.
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Борис Хлебников
В ролях: Макар Хлебников, Олег Савостюк, Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Анатолий Попов, Василий Щипицын, Олег Каменщиков, Михаил Кремер, Владимир Лукьянчиков, Евгений Сытый


Если корабли не плавают, а ходят, то почему есть капитан дальнего плавания, но нет капитана дальнего хождения? Два студента мореходки Никита и Максим, конечно, не задаются конкретно таким философским вопросом, но вполне могли бы, потому что их отношение к прохождению практики нельзя назвать слишком серьёзным. Да и рыболовецкое судно «Снегирь» принимает их в свои ржавые объятия не то чтобы слишком радушно. Попыхивающие перегаром суровые рыбаки, давно прошедшие кризис среднего возраста, отнюдь не в восторге, что на борт попадает зелёный юнга, а тут ещё и сразу двое! Это ведь инструктаж проводить надо, следить, чтобы эти оболтусы за борт не свалились или не заблевали всю округу, а у одного с собой даже ножа нет! Ну, это ни в какие ворота, конечно…

Борис Хлебников относится к той категории российских режиссёров, чьи работы хотелось бы видеть на больших экранах почаще. Он привлёк внимание уже свои режиссёрским дебютом «Коктебель» в 2003 году, затем последовала череда малоизвестных, но крепких фильмов («Сумасшедшая помощь» в редакционных Итогах-2009 даже остановилась в одном шаге от звания Лучший отечественный фильм года), ну а в 2017-м свет увидела вновь попавшая в число лучших картин «Аритмия», о которой не говорил разве что ленивый. Даже по этой подборке уже понятно, что режиссёр предпочитает локальные истории о взаимоотношениях пары персонажей, максимум – одной семьи, снимая недорогие в производстве, но душевные фильмы. «Снегирь» в этом плане полностью оправдывает ожидания, оставаясь картиной компактной и ставящей драматизм взаимоотношений людей превыше остросюжетности, но с другой идёт чуть дальше, наконец выдавая не только диалоговую драму, но и зрелищность.

Корабль «Снегирь» не поражает воображение своими размерами и отправляется вовсе не в кругосветное плавание, а всего лишь ловить рыбу в Баренцево море, но всё-таки отрывается довольно далеко от цивилизации – тема путешествия тоже не нова для Хлебникова – и демонстрирует красоту моря и смертельную опасность водной стихии. Обязательный для подобной истории шторм, в который попадёт судно, окажется очень эффектным эпизодом, но отнюдь не якорем всего фильма и, пожалуй, даже не самым интересным. И хотя поставлена вся эта качка-болтанка с огромными волнами и воющим ветром так, что заставляет вспомнить «Идеальный шторм» (тут не только элементы сюжета, но и даже постер один в один!), лучшая часть картины – это рыбацкая рутина и живое общение членов команды.

Там, где Вольфганг Петерсен затевал всё мероприятие ради демонстрации возможностей спецэффектов, хоть и работал с талантливыми актёрами, типа Джорджа Клуни, Марка Си Райли, Уильяма Фихтнера и Марка Уолберга, Хлебникова куда больше интересует «погода дома», т.е. атмосфера на корабле, где мальчишки закаляются, превращаясь в мужчин. Или не превращаются. Как «тёртые калачи» смотрят на них сверху вниз, не удерживаясь от подколок и даже некоторой «дедовщины», но всё-таки постепенно меняют своё отношение к соплякам, понимая, что те – пополнение в рядах моряков, их сторонники и единомышленники, которые также предпочли море суше. И как быстро всё может измениться, если для одного из ребят работа на корабле это просто приключение на один раз…

Центральные роли достались совсем ещё молодым Олегу Савостюку и Макару Хлебникову. Здесь было место для шутки про то, что роль отошла сыну режиссёра по блату, но её занимает тот факт, что юные актёры хорошо справляются со своей работой и отлично вливаются в непростую команду «Снегиря». Тем более, что задача перед ними стояла простая: подстраиваться под доминирующих «стариков» в лице фактурнейших Александра Робака и Тимофея Трибунцева. Те в свою очередь постарались на славу, достойно перевоплотившись в угрюмых рыбаков Геннадия и Юрика, которые буквально доминируют над молодёжью. Робак, более спокойный и несчастный, и Трибунцев, позитивный и падкий на всякие каламбурные активности, просто крадут весь фильм, точно попадая в типажи. И если место Геннадия в отыгрыше драмы, душевных разговорах и некоем «отеческом» отношении к юнгам, то Юрик – тот самый отвязный, бодрый, вечно на движняках дерзкий тип, что, наверное, есть в знакомых у каждого; с которым весело выпить по 100 грамм, но которого совсем не хотелось бы видеть своим врагом.

«Снегирь» подкупает своей искренностью, простотой, доходящей до аскетизма, суровыми условиями быта, дискомфортно-тесными интерьерами корабля, которые постепенно отступают на задний план благодаря правдоподобно раскрывающимся характерам команды. Едва ли этот мужской коллектив можно назвать по-настоящему приятным, но уж если ты стал «своим», то это надолго.

Это атмосферное мужское кино, подходящее для любого возраста. И даже если вы не любите море, оно всё равно передаст вам несколько капель той самой атмосферы рискованной работы пополам с приключением. Ну а если море вы любите, то наши рекомендации вам и вовсе не нужны – смело на борт, отдать швартовы!


Игорь Талалаев
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 408 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio