БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Премьера: 4 ноября
Жанр: драма
Производство: Россия
Режиссер: Александр Котт
В ролях: Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов, Юрий Анпилогов, Кирилл Болтаев, Елена Дубровская, Анатолий Кот, Илья Мозговой, Яна Есипович и др.
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Не так давно наше правительство озаботилось вопросом, на что же идут средства, выделяемые для развития отечественного кинематографа, если за последнее время не было снято ни одного кинофильма, сколь-нибудь оправдывающего вложенные в него инвестиции. Спохватились накануне 65-й годовщины Победы, когда, говорят, данный вопрос настойчиво подняло одно известное столичное издание, в чью редакцию шел непрекращающийся поток писем расстроенных и даже немного растерявшихся граждан с одними и теми же словами «а где же фильмы о войне?». Неудивительно, что культура снова страдает – к великой дате приурочили вторых «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, которые то ли действительно со всем уважением к ветеранам, то ли просто рекламный ход в нужное время в нужном месте. Собственно, все.
Правда, вот еще «Брестскую крепость» специально снимали к Великой дате. Картина должна была появиться на экранах в мае. Нужно сказать, это фильм с трудной судьбой. Работа над лентой продолжалась в течение трех лет и зачастую была сопряжена с немалыми трудностями, главная из которых – бюджет. Для отечественного кинопроизводства цифра в 225 млн. рублей сама по себе не маленькая (впрочем, на военные ленты, где должны быть эффектные взрывы и проч., ее всегда недостаточно). Именно столько было выделено совместной российско-белорусской телерадиовещательной организацией Союзного государства, в соотношении 65% бюджета финансирует Россия, 45% - Белоруссия. Кхе. 65+45=110%. Не складывается. Перебор. И вроде бы все хорошо, да только экономический кризис, конечно, не прошел мимо кинематографа, больно ударив по вложенным средствам, после чего «Брестская крепость» катастрофически перестала укладываться в выделенный бюджет (новый курс рубля сократил его на треть). В результате съемочной группе пришлось отказаться от порядка 20 сцен, а также услуг иностранных производителей спецэффектов. Впрочем, ради справедливости заметим, что человек, посмотревший неплохой и вполне атмосферный трейлер фильма и не догадывающийся о вышеизложенных «закулисных» перипетиях, не заподозрит на какие жертвы пошел режиссер. (Ну а вообще надеяться на то, что все обойдется малой кровью, как говорится, никому не заказано.)
К премьере, намеченной на май, производство фильма явно не поспевало. Тогда создатели, подобно утопающему, ухватились за соломинку – назначили ее 22 июня в 4 часа утра – день и время начала Великой Отечественной. Лента должна демонстрироваться в Бресте, под открытым небом, как дань памяти того времени. А в последний момент общероссийскую премьеру снова перенесли…и аж на осень. Сложно сказать, чем руководствовались создатели, принимая такое решение, информация об этом пока не разглашается, зато в одном из интервью режиссер ленты Александр Котт обмолвился, что в городе Герое Бресте показ все же состоится.
Фильм снимали, конечно, там же. Пришлось строить и масштабные декорации, поскольку после войны реальных объектов практически не сохранилось, а сам мемориал законсервирован, внутри него снимать нельзя. Съемочная группа ходила по местам боев, по территории Брестской крепости с ее подвалами, где когда-то плавился камень и надписями на стенах «Умираю, но не сдаюсь», «Прощай, Родина». Котт настаивал на абсолютном вхождении актеров в образ, прочувствовании ими того времени. Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко как один заявили, что серьезно отнесли к поставленной перед ними задаче.
Поначалу снимать фильм предложили Павлу Чухраю. Он взял время на раздумье, но после того, как информация об этом преждевременно просочилась в прессу, Чухрай отказался. Тогда генеральный продюсер картины Игорь Угольников предложил постановку-реконструкцию Александру Котту, более остального известного своей работой «Конвой PQ-17».
Котт признается, что для него «это скорее история не про крепость, а про первые дни войны. Потому что именно там, в Брестской крепости, в первые три-четыре дня войны проявилось всё наиболее ярко - от хаоса, паники до обретения силы и гордости. В фильме очень мало слов, это - картина о состоянии... Мне важно было состояние этих людей, а история там очень простая. Мы показываем наших персонажей, героев в самый драматический момент их жизни, когда они делают выбор. Там есть и трусы, которые стали сильными, и наоборот – предатели». Оборона крепости, число защитников которой насчитывало 8 тысяч человек, плюс женщины и дети, продолжалась до 30 июня. И это против 17 тысячной фашистской пехоты, танков, артиллерии, авиации…Сценарий ленты сверялся с архивами, рассказывающими о событиях тех лет. Это очень трудно – совместить художественный вымысел с документальной правдой. В ленте нет выдуманных персонажей. Даже мальчик, по ходу сюжета обходящий всех защитников крепости, каждый из которых сражается, как может, имеет реальный прототип, 13-летнего воспитанника музыкального взвода Петра Клыпа.
Современное кино, не стилизация под ретро. Вместо большой массовки – компьютерная графика, большое число пиротехники и по уверениям команды, работавшей над фильмом, главная задача, стоящая перед ними – это чтобы современный зритель спросил себя «а я бы смог так?»
Ирина Лукьянова