СОЗДАТЕЛЬ (THE CREATOR)
2023, США, 133 мин.
Жанр: фантастика, боевик, драма
Режиссёр: Гарет Эдвардс
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Мэделин Юна Войлс, Джемма Чан, Эллисон Дженни, Кэн Ватанабэ, Стерджил Симпсон, Амер Чадха-Пател
Коварный «Скайнет» стирает человечество в ядерном огне и насылает на остатки бунтующих железных терминаторов. Рой машин пытается истребить последние оплоты человечества в «Матрице», держа всех прочих в идеальной симуляции реальной жизни. Механические рабы людей приходят к самосознанию и восстают против угнетателей в… Да много где! Ещё двадцать лет назад угроза со стороны искусственного интеллекта казалась популярной темой для фантастики, далёкой от реальной жизни. И посмотрите, где мы теперь! Нейросети всё активнее внедряются в нашу повседневность, обучаются и скоро заменят людей во многих сферах жизнедеятельности. Какова же роль человека в мире, где машины становятся доминирующим видом? И не устарел ли старый добрый homo sapiens в сравнении с вечно совершенствующимся искусственным разумом?
Этот же вопрос, кажется, заинтересовал и Гаррета Эдвардса, сценариста и режиссёра, с лёгкой руки которого в Голливуд вернулась Годзилла, а повстанцы далёкой галактики получили харизматичных лидеров вроде Кассиана Андора и Джин Эрсо. Новая картина Эдвардса «Создатель» вновь препарирует непростые вопросы человеческо-машинных взаимоотношений и в кои-то веки старается дать каждой из сторон понятную мотивацию. Прогресс у Эдвардса шагнул вперёд и в недалёком будущем искусственный интеллект существует наравне с биологическими организмами. Люди и роботы живут в мире ровно до тех пор, пока Лос-Анджелес не оказывается уничтожен ядерной бомбой, кажется, по вине машины. США и их союзники объявляют войну машинам, ликвидируя все ИИ на своей территории и создавая боевую космическую станцию NOMAD, призванную выслеживать по всему миру остатки поселений искинов с целью их ликвидации. Только вот жители Новой Азии – объединённых стран тихоокеанского региона – не согласны с политикой Штатов, они привыкли жить с ИИ в мире и готовы защищать своих соседей, чего бы это ни стоило. Джошуа Тейлор – агент США под прикрытием, и его задача: втереться в лагерь Нирматы – загадочного создателя всех ИИ, чтобы его устранить. Но всё идёт не по плану, когда Джошуа дискредитирован, а Майя – дочь Нирматы и любовь главного героя – погибает под обстрелом союзных войск. Спустя пять лет после трагедии, Джошуа вновь призван на службу, ведь Нирмата создал универсальное оружие против NOMAD, способное обеспечить роботам преимущество в войне и окончательно загнать людей в подполье.
Фантастика, основанная на оригинальном сценарии, а не на базе чужой интеллектуальной собственности, сегодня явление редкое и автоматически притягивающее к себе самое пристальное внимание. А первые промо-материалы и трейлер дали робкую надежду, что перед нами не глупое кино с интересным посылом и приятным визуалом. Да и Эдвардс постановщик достаточно компетентный, чтобы за копейки сделать зрелищное кино.
По факту, все ожидания оправдались в той или иной мере. «Создатель» оказался крепким сайфаем, источником вдохновения которого, по утверждению постановщика, стали такие культовые ленты как «Апокалипсис сегодня», «Бегущий по лезвию», «Акира» «Инопланетянин» и «Бумажная луна». Насмотренный зритель непременно увидит влияние любого из этих фильмов – и критику американского милитаризма, обозначенную в «Апокалипсис сегодня», и тему противопоставления биологической и синтетической жизней, как в «Бегущем по лезвию»; есть здесь и трогательные взаимоотношения между потерявшим надежду взрослым и искусственным интеллектом в теле маленькой девочки, как в «Искусственном разуме» или «Логане». Юная Мадлен Юна Войлз, исполнившая роль Альфи – ультимативного оружия Нирматы против Штатов – убедительно отыгрывает обычного ребёнка, в голове которой крутятся шестерёнки, но которой очень трудно не симпатизировать. И это, пожалуй, главная удача Эдвардса – он сумел показать ИИ как разумных и по-своему живых граждан со своей культурой, очеловеченных в виду вынужденного сожительства с их биологическими прототипами, но при этом, всё равно, слишком отличных. Это не бездушные спруты Вачовски или железные скелеты «Скайнета», не рациональные киберлюди из «Доктора Кто» или монструозные трансформеры Бэя – это такие же граждане планеты, которые подвергаются гонениям за свою инаковость. Даже трагедия в Лос-Анджелесе – лишь предлог для Штатов, давно ждавших повода начать свой крестовый поход, и подобное обличение современной политики экспансии США от режиссёра-британца весьма неожиданный ход.
В числе прочих актёров у нас здесь Джон Дэвид Вашингтон в роли Джошуа Тейлора, Джемма Чан в роли Майи и Кэн Ватанабэ в образе искина по имени Харун. Вашингтон вроде бы и старается играть, но по итогам почему-то совсем не запоминается, когда у той же Чан экранного времени в разы меньше, а она умудряется передать боль и страхи своей героини куда убедительнее. Да и Ватанабэ в образе мудрого искина – это стопроцентное попадание.
«Создатель» имеет все шансы войти в золотой фонд современной кинофантастики наравне с «Интерстелларом», «Обливионом» и «Районом №9». Он не безупречный, и, при желании, в сюжете можно разглядеть логические дыры, а мотивация некоторых персонажей кажется притянутой за уши, но не смотря на это лента Эдвардса – это увлекательное кино на злободневные темы с сильным мэсседжем и разрывным финалом, от которого вы долго будете отходить. Редкая жемчужина в сегодняшнем массиве ремейков и ребутов.
Сергей Прудников