НАНДОР ФОДОР И ГОВОРЯЩИЙ МАНГУСТ
(NANDOR FODOR AND THE TALKING MONGOOSE)
2023, Великобритания, 96 мин.
Жанр: комедия, детектив, фэнтези
Режиссёр: Адам Сигал
В ролях: Саймон Пегг, Минни Драйвер, Кристофер Ллойд, Тим Дауни, Гари Бидл, Пол Кэй, Джессика Балмер
Несмотря на то, что фильм позиционирует себя как «основанный на реальных событиях», некоторые моменты в «Нандор Фодор и говорящий мангуст» здравомыслящая публика может поднять на смех. Да и вы тоже, прочитав аннотацию. Если, конечно, не знакомы с историей. Для зрителей определённого возраста и начитанности история говорящего мангуста покажется вполне логичной – особенно для тех, кто прочитал в конце 1990-х – ранних 2000-х культовую книгу «Монстры. Привидения. НЛО», где как раз описывался этот случай. Да и в целом байка о говорящем мангусте была сенсацией в неказистой бульварной прессе Великобритании 1930-х. Неизвестно, что двигало съёмочной группой при создании картины на эту тему, но получился этакий типичный британский детектив (серьёзно?), да ещё и с огромной дозой экзистенциальной рефлексии на тему вопросов веры.
1937 год, Соединенное Королевство. Нандор Фодор – видный специалист по паранормальному, который часто публикуется и благодаря этому стал небольшой знаменитостью; по крайней мере обыватели рады бы с ним познакомиться. Некий доктор Прайс (ещё один парапсихолог) рассказывает коллеге историю о говорящем мангусте по имени Джеф. Зверёк обитает на ферме на маленьком острове Мэн, и, естественно, Нандор не может пропустить такое событие. Отправившись на ферму семейству Ирвинг, доктор Фодор задаётся вопросами: реален ли говорящий мангуст или это проявление массового психоза? Не говоря уже о мошенничестве.
Первое, что бросается в глаза – тональный беспорядок. «Говорящего мангуста» нельзя назвать комедией: фильма вообще довольно кропотливый, тяжеловесный и крайне серьёзный. Также это вовсе не хоррор, несмотря на очевидную паранормальную задумку. В сущности «Нандор Фодор и говорящий мангуст» представляет собой легкомысленный фильм, хотя тут можно встретить и тревожные сцены. Скорее это притча о каких-то неуловимых жизненных вещах: комментарии о том, как отдельно взятый человек задаётся вопросами о реальности и мистификации. Временами невозможно не заметить подходы в духе Уэса Андерсона. Впрочем, так оно и есть: режиссер Адам Сигал («Реинкарнация: Сбой системы») представил этакую тёмную версию фильмов Андерсона, но без фирменных стилистических приёмов мастера. Погружая человека в мир «Говорящего мангуста», создатели предоставляют пространство для интерпретаций, но здесь получается фильм ради фильма: конечный результат существует не как комментарий, а как процесс, что несколько снижает кинематографическую ценность.
Повествование спасают актёры. Несмотря на то, что Саймон Пегг (в роли Фодора) и Кристофер Ллойд (в роли Прайса) получили всего две совместные сцены, их диалоги представляют собой краеугольный камень ленты. Фодор не верит в парапсихологию, а Прайс считает сверхъестественные явления возможными, но просто находящимися за гранью человеческого понимания. Актёры явно наслаждаются своими ролями в этих моментах. Также среди исполнителей отметилась Минни Драйвер (не очень уместная) и Пол Кэй в роли пьянчуги. Ну, а для тех, кто смотрит фильм не в дубляже, создатели припасли сюрприз: того самого мангуста Джефа озвучивает писатель Нил Гейман.
«Нандор Фодор и говорящий мангуст» – пример английского разговорного кино. Иногда это создаёт нужный импульс, но по большому счёту лента слишком пространная: персонажи то и дело болтают, слоняются без дела и в принципе бесцельно пытаются исследовать окружение. Атмосферы, тем не менее, мангуст наплакал – позволяют разбавить историю разве что пара удачных моментов, касающихся, опять же, бэкграунда доктора Фодора. Заключительный акт вообще растворяется сам в себе, и создатели словно хотели нагнать таинственности и неоднозначности, утаив несколько фактов. Вскоре поднимаются вопросы ценности жизни, что сразу сглаживает любую зрелищность и драматические планы. Несмотря на сильные метафорические рассуждения, «Нандору Фодору» тяжело найти точку опоры и индивидуальность – это тот самый случай, когда довольно неплохой фильм разворачивается на автопилоте.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 23 ноября