КОРОЛЬ НЕБА (CHANG KONG ZHI WANG)
2023, Китай, 127 мин.
Жанр: боевик, драма
Режиссёр: Лю Сяоши
В ролях: Ван Ибо, Ху Цзюнь, Чжоу Дунъюй, Юй Ши, Бу Юй, Чжай Юйцзя, Ван Цзычэнь, Лу Синь
Китайцы лучше всех в мире умеют делать... копии. Копировать, в том числе и лучшее. Под трафарет попала легендарная лента «Лучший стрелок», называемая в народе просто «Топ Ган». Для своего времени это было передовое американское кино, воспевающее отвагу и выучку ВВС США. «Король неба» в свою очередь является передовым китайским кино, воспевающим отвагу и выучку ВВС КНР. Да, вместо смазливого Тома Круза тут совершенно неизвестный за пределами Китая смазливый Ван Ибо, но все детали фильмов получились столь неотличимыми друг от друга, что, пожалуй, являются взаимозаменяемыми. Похвальная характеристика для военной машины, но отнюдь не лучшая для художественной картины.
Тогда, в 80-е, Голливуд продавал всему миру американскую мечту, а заодно и рекламировал продукцию военно-промышленного комплекса Соединённых Штатов. Откровенно говоря, никому агитки о бравых солдатах-янки были не нужны, но Америка уже умела в «мягкую силу», а в том, что касается пиара, США и вовсе впереди планеты всей, так что если звёздно-полосатая лирика про лучших в мире пилотов где-то за пределами Америки и не зашла на ура, то всё равно смотрелась с умеренным интересом. У Китая же с пиаром всё как раз не очень, и транслировать рекламу собственных самолётов на весь мир не получается. Поэтому «Король неба» нацелен в первую очередь на внутреннюю аудиторию, простым и понятным языком объясняя стратегическую важность работы лётчиков-испытателей.
Молодой и перспективный пилот Лэй Юй сталкивается с иностранными F-35 Lightning II, но его истребитель не может тягаться с вершиной эволюции американских ВВС, а полёт на предельных нагрузках выводит китайский самолёт из строя. Лэй Юя с одной стороны обвиняют в порче военного имущества, но с другой приглашают вступить в отряд лётчиков-испытателей, где его «деструктивные» привычки будут как раз кстати. В отряд попадают только лучшие пилоты, и здесь им предстоит улучшить свои навыки, отточить мастерство и узнать пределы не только новой техники, но и свои собственные. Разумеется, существует тут и конкуренция, хотя формально все работают на одно благое дело. И если вдруг вам кажется, что где-то вы что-то подобное уже видели, то вам не кажется.
Успешно скопировав «Лучшего стрелка», режиссёр Лю Сяоши, ответственный ещё и за написание сценария, получил в наследство и все родовые «болячки» архаичного фильма-первоисточника: шаблонный сюжетные ходы, предсказуемую драму и пафосные речи. Главный месседж понятен: кто к нам с мечом придёт, того проще сбить ракетой. Правда, и тут сохранён миролюбивый посыл – даже в самом финале герои расстреливают лишь беспилотники, а воздушным хулиганам из очевидной, но неназываемой страны просто выносят последнее китайское предупреждение. Хватает тут и других забавных моментов. Например, когда перед кульминационной сценой происходит поворот в стиле «Ну неееет, это слишком опасно, сворачиваем всю программу испытаний, у нас тут целый один пилот погиб», то он вызывает лишь улыбку. Камон, это же Китай, у вас за забором ещё полтора миллиарда добровольцев стоит!
Разумеется, программа разработки истребителей пятого поколения слишком важна для любой страны, чтобы не считаться ни с какими жертвами. Это не просто прорва потраченных денег и сложнейшие испытания, но и технологический вызов, который на данный момент времени оказался по зубам лишь США, Китаю и России, причём наша страна не только выпустила свой Су-57 позже конкурентов, так ещё и поставляет его в армию отнюдь не стахановскими темпами Поднебесной. Конечно, можно сказать, что фильм-то совсем не о том; он про любовь к Родине, дружбу, наставничество, профессиональный риск, но давайте начистоту – всё-таки в первую очередь это военная реклама. Чуть более неуклюжая, чем в 1986-м, с «региональной» спецификой, но всё же. Там, где Тони Скотт мог включить романтику, оттенив её композицией «Take My Breath Away», которая затем возьмёт «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации Лучшая оригинальная песня, Лю Сяоши пускает лишь пафосную музыку, которая выветривается из памяти быстрее, чем воздух из разгерметизированной кабины истребителя.
Технические характеристики «Лучшего стрелка» и «Короля неба» не сравнимы, так же, как не сравнимы характеристики четвёртого и пятого поколения – голливудская модель вышла в совсем другую эпоху и в том, что касается боевой части, уже морально устарела. Но значит ли это, что «Король неба» лучше? Парадоксальным образом, нет. Уж слишком заметны оглядки на старшего брата, желание подражать ему. Но для кинематографа Китая это всё равно достойная лента, которую не хочется ругать, хотя и сложно искренне хвалить. Что ж, у КНР теперь тоже есть свой Top Gun. Не то, чтобы какой-то особый повод для гордости, но ведь у других-то нет и такого. Зато Америка уже выпустила
вторую часть, за лётными качествами которой пока никто не может угнаться. Но почему-то кажется, что если кто в обозримом будущем и сможет, то это китайцы. But it is not this day.
Игорь Талалаев