ДЖУЛС (JULES)
2023, США, 87 мин.
Жанр: фантастика, драма, комедия
Режиссёр: Марк Тёртлтауб
В ролях: Бен Кингсли, Харриет Сэнсом Харрис, Джейн Кертин, Тедди Каньес, Нареа Кан, Эдвард Джеймс Хайланд, Блэр Бэйкер
Представьте: Бен Кингсли, играющий овдовевшего старика на грани маразма, случайно подружился с пришельцем, чей корабль упал к нему в кусты на задний двор. «Инопланетянин» Спилберга для взрослых – примерно так можно охарактеризовать этот фильм. Не то, чтобы уничижительное определение, скорее обычное, рядовое. «Джулс», будучи довольно скромным по амбициям и реализации фильмом, ощущается точно так же, как и сотни других подобных инди-драм с элементами социальной фантастики. В случае «Джулса» контекст оборачивается в форму с месседжем «помните о своих старичках». Разница лишь в том, что сэр Бен Кингсли, участвующий в последнее время лишь в проходных работах, получает хорошую роль и возможность продемонстрировать свои таланты.
Милтону уже 78 лет и признаки старческого слабоумия становятся всё ярче. Хотя его дочь заглядывает к нему, старик предпочитает жить один. Спокойная жизнь нарушается после крушения летающей тарелки у него на заднем дворе. Внутри обнаруживается гуманоидное существо, которое Милтон приютил, напоил водой и накормил яблоками. Две бойкие старушки – подружки Милтона также узнают о существовании инопланетянина, которого прозвали Джулс. Застенчивый и, что немаловажно, немой пришелец становится хорошим слушателем: пока Джулс моргает своими пустыми глазами, старики «садятся тому на уши» и начинают изливать жизненные проблемы.
Эти детали сюжета дают вам некоторое представление о мрачном юморе сценария, который иногда кажется немного вычурным. Но авторы хотя бы смогли нащупать то, что привносит обаяние: трогательное изображение старых персонажей, которые поначалу казались брошенными на произвол судьбы, а затем находят общую цель и интересное занятие. Фильм используют тонкий, непринуждённый стиль, который ориентируется скорее на героев, а не на их поступки. Кингсли, одетый в ужасно нелепый парик и очки, ни разу не сыграл на публику, и эффектен именно из-за своей сдержанности. Харрисет Сэнсом Харрис и Джейн Кертин, исполнившие роли тех самых бой-бабок, оказывают ему скорее комедийную поддержку. Но настоящая актёрская награда достается Джейд Квону – каскадёрше, которая демонстрирует удивительно выразительную физическую игру, несмотря на то, что не произносит ни слова и покрыта уродливым гримом.
А что касается общей картины, то в «Джулсе» очень мало событий. Это милая, но скучная драмеди, которая скорее абстрактна, чем имеет продуманный ворлдбилдинг. Конечно, можно понять, почему Кингсли тянуло к роли этого персонажа, однако, фильм не делает с ним того, что должен был сделать. Например, не использует его отношения с инопланетянином, чтобы продемонстрировать все черты героя и/или настоящий социальный комментарий, кроме весьма условного, приведённого выше. Да и сам Джулс никогда не становится двусмысленной фигурой в контексте ленты – скорее зачастую его используют для проходных комедийных моментов.
Каждый раз, когда на экране появляется сам резиномордый инопланетянин, «Джулс» оживает. Здесь достаточно материала и на зрелищность, и на то, чтобы предоставить пищу для размышления. Присутствие синего человечка делает даже самые невинные сцены эксцентричными и интересными. В определённые моменты даже зловещими – в «Джулсе» есть и пара тревожных сцен. К сожалению, создатели не смогли нащупать тот идеальный тон, когда смог бы расшевелить содержание «Джулса», да, впрочем, и сам Джулс ленте не нужен: его можно было заменить на любую другую условную бабайку. В конце концов, пришелец является метафорой «свободного уха», чтобы старичкам было кому выговориться. А когда сценарий начинает отходить от этой установки, вводя агентов АНБ, охотящихся за гостем со звёзд, как за Альфом, «Джулс» выдыхается – до чего устаревший материал!
Егор Рябцев