БАЙКИ НА ХЭЛЛОУИН (SATANIC HISPANICS)
2022, США, 112 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёры: Алехандро Брюгес, Майк Мендес, Джиджи Сол Герреро, Эдуардо Санчес, Демиан Рунья
В ролях: Эфрен Рамирес, Грег Гранберг, Соня Эдди, Ломбардо Бойяр, Марк Стегер, Алехандро Брюгес, Томас Хейли, Шон Келлер
Много существует антологий ужасов, но такая, как «Байки на Хэллоуин» – одна-единственная. В оригинале, естественно, фильм называется, извините,
«Сатанистские испанцы» и, как другая знаменитая хоррор-антология «Истории из морга», делает ставку на колорит. Как нетрудно догадаться – на латиносов. Рутинная вариация «Баек из склепа» вызывает интерес культурной идентичностью Латинской Америки, но не более того: «Байки на Хэллоуин» не отличаются краткостью, не поражают креативностью (по большей части), и даже пресловутой культуры латиносов не дожали – так проект проигнорировали и Дэнни Трехо, и Чич Марин, что само по себе непростительно.
Итак, обрамляющей историей служит «Путешественник»: американские копы арестовали некоего Гарсию, которого обнаружили в доме, полном мёртвых мексиканских мигрантов. Детективы проводят допрос, но Гарсия – не лыком шит и вместо признания травит сыщикам «кулстори» на тему паранормальщины с латиноамериканским душком. Сегмент «Я тоже это видел» повествует об аргентинском мужчине Густаво, который открыл световые алгоритмы, позволяющие вызывать мертвецов. «Вампир», очевидно, повествует о кровопийце, желающем развлечься в хэллоуинскую ночь. Визуально интересный эпизод «Нагуали» рассказывает о мужчине, ждущем звонка от ЦРУ, но ставшем свидетелем шаманской церемонии. И, наконец, «Молот Занзибара», снятый в духе фильмов с Дэнни Трехо (вот здесь ему нашлось бы место), сосредотачивается на Малкольме – человеке, что стал доморощенным охотником на демонов после того, как сделал запись секретной церемонии.
Изюминкой становится именно «Нагуали»: байка эта основана на мексиканском фольклоре. Интригующая история знакомит зрителя не только с традиционными верованиями, но и с проблемами современной Мексики. Мрачный по тону сегмент выделяется эффектными приёмами и страшным существом, обеспечивающими максимальное погружение. Получается, что «Нагуали» – единственная история, которая выполнена так, как задумывали авторы антологии: без латиноамериканцев представить эпизод нельзя, в отличие от других баек.
Это не значит, что остальные части «Баек на Хэллоуин» разваливают содержание. Так «Я тоже это видел» обладает жуткой атмосферой (аргентинцы умеют нагнетать) и впечатляющими «бабайками». «Вампир» является более комедийным эпизодом и, словно кусочек имбиря, очищает вкусовые рецепторы зрителя от серьёзного тона «Я тоже это видел». А вот «Молот Занзибара» скорее разочаровывает – отрывок пытается быть чем-то вроде «Зловещих мертвецов», но вместо крутости через экраны льётся какое-то несерьёзное ребячество, что не имеет нужного контекста. Ну, а обрамляющая байка «Путешественник» становится классической ловушкой фильмов-антологий – связующая нить для разрозненных историй недостаточно сильна, чтобы превратить мешанину идей в нечто цельное.
«Байки на Хэллоуин» мало чем отличаются от других антологий ужасов. Несмотря на то, что идея полностью оригинальна, а намерения создателей благородны (познакомить мирового кинозрителя с латиноамериканским фольклором), значимой картины не получается. Вместо этого выходит неоднородный фильм, который может верным образом раскрыть некоторые таланты: в финале «Путешественника» – художников-постановщиков, в «Я тоже это видел» – сценариста, а в «Нагуали» – общие креативные идеи. Неравномерное повествование и юмор не всегда попадают в цель, но если выйдет вторая часть, без Мачете уже не обойтись.
Егор Рябцев