ОТВЯЗНЫЕ ДВОРНЯГИ (STRAYS)
2023, США, 93 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Джош Гринбаум
В ролях: Уилл Феррелл, Джейми Фокс, Айла Фишер, Рэндалл Пак, Уилл Форте, Бретт Гельман, Роб Риггл, Джош Гад, София Вергара
Бордер-терьер Рэджи живёт с хозяином-алкоголиком и считает его лучшим человеком на свете, несмотря на то, что тот постоянно пытается избавиться от питомца, не ухаживает за ним и в целом довольно гадкий двуногий. После того, как очередная попытка вышвырнуть Рэджи из дома оказывается успешной, маленький пёс оказывается в большом городе, где знакомится с другими бродягами – бульдогом Клопом, бостон-терьером Баком и австралийской овчаркой Мэгги, которые решают показать Рэджи прелесть жизни свободной собакой.
Ещё лет двадцать назад фильмы о животных выходили с завидной регулярностью, а в 1990-е даже становились хитами международного проката. Сегодня кино о животных – говорящих или молчаливых – снимается редко, и, чаще всего, такие ленты остаются незамеченными широкой аудиторией, привыкшей к большим блокбастерам. «Отвязные бродяги» Джоша Гринбаума – наследник тех времён, но выступает скорее в нише «взрослого» кино, а не семейного, позволяя себе сквернословие, шутки о сексе и специфический юмор на грани фола.
Герои картины – четвероногий квартет – довольно колоритные персонажи. У Рэджи явные проблемы с восприятием действительности и своего хозяина-отморозка, Клоп разочаровался в людях после трагичного инцидента с прошлой хозяйкой, Бак учился на полицейскую собаку, а стал терапевтом в хосписе, а ещё у него очень большой по меркам собак пенис, что становится объектом шуток почти на протяжении всего фильма, да романтическое влечение к Мэгги, которая обладает совершенным нюхом, но слегка не сдержанна в своих эмоциях. На протяжении полутора часов собакены валяют дурака – то писают друг на друга в знак дружбы, то лопают галлюциногенные грибы и устраивают бойню семейству кроликов, то устраивают побег из собачьего приюта всем заключённым, подбивая тех массово нагадить в клетки, после чего унижают охранника, вываляв его в экскрементах. Так называемый сортирный юмор и откровенная пошлость тут бьют из всех щелей – шутка ли, если цель Рэджи и компании в итоге сводится к тому, чтобы вернуться к хозяину-алкоголику и откусить ему причинное место, потому что, видите ли, «хозяин любит играть со своим дружком чаще, чем с Рэджи». Мотивация огонь, да и реализация плана не уступает. Только вот зритель от всей этой вакханалии с собаками рискует словить нехилую долю кринжа, ведь большая часть шуток бьёт в молоко и максимум может вызвать лишь кривую усмешку с лёгкими нотками стыда.
При всём при этом, за проектом стоят не самые бездарные люди – изначальный сценарий писали Фил Лорд и Кристофер Миллер, которые позже выступили в качестве продюсеров на пару с Луи Летеррье, но даже усилий этих признанных мастеров своего дела не хватило, чтобы породить нечто удобоваримое. Пошлая комедия с низкопробным юмором, где, для разнообразия, фигурируют собаки, а не люди, могла бы стать новым словом в жанре, если бы отличалась хоть какой-нибудь злободневностью, а не лупила неработающими гэгами в холостую.
Сергей Прудников