КОСТОЛОМ (RUTHLESS)
2023, США, 92 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Арт Камачо
В ролях: Дермот Малруни, Джефф Фэйи, Ману Интирэйми, Тексас Бэттл, Мелисса Диас, Нико Фостер, Тонанцин Эспарса
Постановщик трюков Арт Камачо также занимается и режиссурой. Правда, лишь проектов категории трэша: к его работам относится, например, «Ни жив ни мёртв 2» и прочий кинобред. С другой стороны, Камачо довольно долгое время находится в кинобизнесе, так что «Костолом» оказывается лучше ожидаемого, несмотря на трудности на базовом уровне вовлеченности в повествование и огрехи с драмой. Сюжетная заготовка типовая: Дермот Малруни открывает в себе «внутреннего Лиама Нисона», т.е. является мужчиной предпенсионного возраста, который за что-то там мстит. «Костолом» содержит в себе жёсткие столкновения, хотя картина по большей части выглядит не особо убедительно – почти на грани с пародией, поскольку переигрывание актёрского состава и излишне серьёзный Малруни сбивают положительные впечатления от просмотра.
Гарри пытается выйти на связь со своей взрослой дочерью Дженни. Случается беда: девушку убивают. Проходит время, Гарри возвращается к работе физруком в школе и тренирует Катию – напористую шестнадцатилетнюю девочку. Её занятие борьбой – не просто способ выпустить пар, а попытка научится самообороне от отчима. В конце концов, Катиа находит помощь в лице Гарри. Однако вскоре и с Катией происходит несчастье – она попадает в плен банды торговцев людьми. И наш герой едет в Лас-Вегас бороться с гангстерами, чтобы спасти подопечную. Сами видите, оригинального не много.
Неожиданно, но «Костолом» начинается довольно эффектно: заметив приставания какого-то отброса к девушке в кинотеатре, Гарри жаждет крови и отделывает подонка. На старте Камачо демонстрирует сильную боевую хореографию. Но далее следуют 50 оттенков боевика категории Б: дочка Гарри введена в сюжет лишь как причина для того, чтобы герой
страдал и
мстил. Собственно, это настолько избитый приём, что не впечатляет и скорее вызывает отторжение. С другой стороны, в отношениях Гарри и Катии есть нечто динамичное: девочка становится эрзац-заменителем дочери для Гарри, а сама Катиа страдает от семейного насилия. Гарри же очаровывает и отношениями с Катией, и прямым подходом к делу: он просто избивает тех, кто ему не нравится.
По содержанию «Костолом» следует классической логике боевиков. Название оправдывает материал – Гарри ломает кости, собирает улики и не отвечает за свои кровавые поступки. Конечно, временами это абсурдно (особенно сюжетная линия с участием полицейских), из-за чего напоминает излишне (до боли в глазах!) серьёзный фильм Невского-Курицына. Вероятно, это непреднамеренно, тем более что нелепые диалоги уж точно не были задуманы именно такими. А вот Малруни в главной роли продолжает доказывать приверженность актёрскому мастерству. Артист берёт слабый концепт «Костолома» и вкладывает в него душу, которую, вполне возможно, материал и не заслуживает. Очевидно, Малруни комфортно быть новым «Нисоном на полставки»; по крайней мере, благодаря своей брутальной внешности, он выглядит повнушительнее интеллигентного Лиама.
В заключительном акте «Костолом» бравирует духом приключений: Гарри использует всякие выдумки, чтобы одолеть бандитов. С другой стороны, вместо наращивания героизма, сценарий включает идиотизм и начинает «лепить горбатого» не зрелищности ради, а для того, чтобы искусственным образом увеличить напряжение. Подобные дешёвые приёмы приводят к персонажам более унылым, чем, вероятно, их задумывали создатели. Ну, хоть живописное насилие (достаточно натуралистичное для скромного боевичка) позволяет разнообразить видеоряд – с таким простым сюжетом, который Камачо выбрал для обрамления драк и крови, «Костолом» становится до неприличия примитивным, сохраняя, при этом хотя бы базовый уровень вовлечённости аудитории.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 14 декабря