ВОНКА (WONKA)
2023, США-Великобритания-Канада, 116 мин.
Жанр: мюзикл, фэнтези, семейный
Режиссёр: Пол Кинг
В ролях: Тимоти Шаламе, Колин О’Брайэн, Кала Лэйн, Кигэн-Майкл Ки, Пэтерсон Джозеф, Мэтт Лукас, Мэтью Бэйнтон, Салли Хокинс, Роуэн Эткинсон, Оливия Колман
Молодой Вилли Вонка, начинающий изобретатель и шоколатье, бредит идеей создания уникальных шоколадных изделий, и для этого он прибывает в европейский городок, который славится аж тремя шоколадными производителями. Быстро растратив все сбережения на столичные услуги, Вилли вынужден остановиться в пансионе-прачечной миссис Стиркит, которая услужливо подсовывает ему «небольшой» договор аренды. Отправившись утром покорять своим искусством город, Вонка возвращается вечером в пансион, чуть не угодив в тюрьму за незаконную продажу шоколада, и узнаёт, что должен за съём неподъёмную сумму, прописанную в договоре мелким почерком.
Без сравнения с фильмом, где роль Вилли Вонки играл Джонни Депп, конечно, не обойтись, хотя «Вонка» Пола Кинга и считается приквелом версии 1971 года с Джином Уайлдером, но всё же, если рассматривать актёров на главных ролях, то Шаламе так же хорош в роли молодого Вилли, как и Депп – в роли зрелого. Каждый имеет право на существование, и, в силу возраста персонажа, Шаламе – прекрасный кандидат. Его Вилли Вонка ещё по-детски наивен, он смотрит в будущее без уныния и видит открывающиеся возможности на каждом шагу, а новых знакомых воспринимает со всей теплотой своей доброй души. Конечно, большинство проблем именно из-за этой чрезмерной доброты и возникает, но ведь это не значит, что надо относиться к людям плохо, верно?
Фильм мог бы стать прекрасным дополнением к уже знакомой истории, но у создателей не задалось с сюжетом и музыкой. Композиции получились стерильными и простыми настолько, что потеряли индивидуальность и очарование, если вообще изначально там подразумевались. Слушая партии героев что в оригинале, что в дубляже, понимаешь: подобное могло бы звучать в любом современном мюзикле, стоит поменять лишь пару куплетов.
История хоть и задуманная в первую очередь для детей, получилась у Пола Кинга уж слишком инфантильной и наивной, и, что хуже, очень предсказуемой. Интересно, что, несмотря на это, персонажи-дети в фильме на ведущих ролях практически отсутствуют: подругой Вонки становится довольно сообразительная девочка-подросток Нудл, так что все глупости здесь будут совершаться взрослыми. И не важно, антагонисты они, постоянно пытающиеся наживиться на невинном шоколатье, или всеми силами старающиеся помочь Вонке друзья.
Для большинства зрителей визитной карточкой истории, конечно же, являются умпа-лумпы – невысокие человечки, что работали на Вилли Вонку в недрах его шоколадной фабрики. Взятый на эту роль Хью Грант прекрасно справился с ролью, но его настолько отодвинули на задний план, что появляется он лишь во втором акте истории, очаровывает зрителя, исполняя про себя небольшой кусочек песни, и уходит в закат, чтобы появиться ещё раз на считанные мгновения в финале. Зато игрой Оливии Колман, сыгравшей миссис Стиркит, можно насладиться сполна. Для этой роли её нарядили соответственно образу прачки, облачив в балахоны, но при этом каждое появление сопроводив яркими моментами, в которых Колман сумела показать всю свою харизму и очарование, несмотря на злодейский образ.
Не берёмся загадывать, переживёт ли «Вонка» Пола Кинга века, но образ чудаковатого волшебника-шоколатье для нового поколения зрителей будет ассоциироваться с Тимоти Шаламе точно так же, как для старого – образы Уайлдера и Деппа. Да, истории не хватает индивидуальности и остроты, да и причесали её под нормы современного Голливуда довольно серьёзно, но посыл про «идти навстречу своей мечте и не сдаваться» остаётся как никогда актуальным, что порой намного важнее всего напускного, особенно для юного зрителя.
Дмитрий Серёгин