ОРИОН И ТЬМА (ORION AND THE DARK)
2024, США-Франция, 93 мин.
Жанр: анимация, семейный
Режиссёр: Шон Чэрметц
В ролях: Джейкоб Тремблей, Пол Уолтер Хаузер, Колин Хэнкс, Миа Акэми Браун, Айк Баринхолц, Нат Факсон
Орион – обычный с виду школьник, втайне влюблённый в одноклассницу, но на самом деле тот ещё трус. Пацан буквально боится всего подряд: клоунов, пчёл, собак, сотовых телефонов, и даже что школьный унитаз может засориться и затопить всю школу. Во всех красках он расписывает свои страхи в альбоме, сопровождая их ужасающими иллюстрациями, но больше всего опасается темноты, что наступает с заходом солнца. И кто бы мог подумать, что Тьма действительно заявится к нему перед сном? Да ещё заберёт мальчишку в увлекательное ночное путешествие, которое докажет, что все страхи Ориона беспочвенны.
Экранизация детской книги Эммы Ярлетт от Netflix и Dreamworks получилась довольно милой внешне и наивной по содержанию. Сценаристом выступил Чарли Кауфман, который почти двадцать лет назад получил премию «Оскар» за сценарий прекрасного фильма с Джимом Керри «Вечное сияние чистого разума», но в этот раз что-то пошло не так. Да, смысловую основу Кауфман перенёс хорошо, ведь борьба со страхами знакома не только каждому ребёнку, но и взрослому, вот только оформил её довольно небрежно и сумбурно.
У каждого из нас есть что-то, чего мы боимся и опасаемся, но в Орионе это возводится в абсолют, и главный герой становится маленьким ворчливым пессимистом, которому всё не так и всё не нравится, поэтому Орион уже к середине фильма порядком надоедает. Так как Эмма Ярлетт не знакома российскому читателю, и мы не берёмся сравнивать экранизацию с книжным оригиналом, трудно предположить, является ли главный герой занудой изначально или стал таким по воле сценариста, но, в любом случае, Кауфман мог сгладить ненужные углы и выдать менее раздражающего персонажа, но не стал этого делать.
Ещё одним ведущим героем является Тьма, который хорош, и с этим поспорить трудно, потому что на фоне Ориона он с первого появления перетягивает всё внимание на себя, оставляя капризного ребёнка в положении аутсайдера. После появления пяти коллег Тьмы – Бессонницы, Непонятного шума, Сладкого сна, Дремоты и Тишины – это впечатление лишь усиливается, ведь создателям удалось показать их непохожими друг на друга и максимально непосредственными, от чего хочется узнать их поближе и провести с ними хотя бы одну ночь вместо душного Ориона.
Финал истории также не может порадовать стоящей развязкой, уходя в воображение и разрешая банальные вещи фантастическими приёмами. Даже в детских произведениях, где верховодят сказка и фантазия, существуют общепринятые законы жанра и устойчивые повороты сюжета, к которому зрители и читатели давно привыкли, и уход от них до сих пор смотрится странным и неоправданным. Бывают исключения, но «Орион и Тьма» не сумел найти финала, который одновременно смог бы уйти от клише и остаться хоть сколько-нибудь интересным.
Возможно, детям младшего школьного возраста история и понравится, ведь, несмотря на обилие тёмных красок и локаций, мультфильм получился ярким и красочным, благодаря, в частности, симпатичным персонажам, но ощущение его вторичности после просмотра не отпускает. У студии «DreamWorks» есть много запоминающихся проектов, настоящих анимационных шедевров, любимых зрителями всех возрастов, но «Орион и Тьма», к сожалению, едва ли войдёт в этот блистательный пантеон.
Дмитрий Серёгин