КАМЕНЩИК (THE BRICKLAYER)
2023, США-Болгария-Греция, 110 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Ренни Харлин
В ролях: Аарон Экхарт, Нина Добрев, Клифтон Коллинз мл., Тим Блейк Нельсон, Ильфенеш Хадера, Оливер Тревена, Акис Сакеллариу
Ренни Харлин – режиссёр «Крепкого орешка 2», но его киноискусство за прошедшие годы заметно просело. Почему? Потому что к его последним работам относится «Каменщик» – фильм такого формата, как будто сценарий к нему генерировала сломанная нейросеть. Мало того, что это проект из череды тех, где крутой агент/киллер получает мирскую профессию («Механик», «Стрелок», «Пчеловод», теперь вот «Каменщик»), но и явно с громкой заявкой на целую франшизу. Каменщик тут – далеко не масон, а обычный такой работяга; «синий воротничок», видите ли, был раньше агентом ЦРУ. Увы, так как ни Харлин, ни Аарон Экхарт уже не авторитеты в кинобизнесе, получается знакомая и удивительно не вдохновляющая лента – серый (причём с моральной стороны тоже) кинофильм на тему подковёрных игр ЦРУшников с надуманными мотивами.
Виктор Радек – бывший сотрудник ЦРУ, которого предало Управление, так что он стал колесить по миру и убивать журналистов, обставляя это так, как будто их убили действующие сотрудники ЦРУ. Более того, Радека знает гостайну и начинает шантажировать Управление. Шеф ЦРУ вербует Вейла – ещё одного бывшего агента, который живёт мирной жизнью в качестве… каменщика. Вейл должен выследить Радека, для чего к нему приставляют Кейт – неопытную, но дерзкую агентшу. Пара отправляется в Грецию, где скрывается Радек.
«Каменщик» использует довольно стандартную формулу для подобного рода фильмов – шпионский триллер с элементами боевика и бадди-муви. Так Вейл резкий и ведёт себя как одиночка (добавьте к этому увлечение джазом Майлза Дэвиса и игнорирование приказов), в то время как Кейт – его полная противоположность. Смесь предсказуемая, хотя и работающая: у Экхарта с Добрев на экране возникает довольно приличная химия. В остальном же «Каменщик» скорее проигрывает: Вейл бормочет сварливые монологи в стиле «Грязного Гарри», и никакого Джека Ричера из него не выходит. Яркость постановки боевика тоже под вопросом; разве что кулачные бои удались – вот их можно отнести к сильным сторонам ленты.
Повествование же запутанное и иногда откровенное глупое. С другой стороны, «Каменщику» это не мешает, ведь здесь во главе стоит зрелищность. Тем не менее, даже по меркам боевиков категории Б, к фильму есть вопросы, ведь кинематографическое буйство попросту не запоминается. Такое чувство, что «Каменщика» попросту не отполировали на концептуальном уровне – ни по части сюжета, ни по части приключений. В мире, где есть Джон Уик, Джейсон Борн и Итан Хант уже не находится места для Стива Вейла.
Складывается ощущение, что «Каменщик» временами пытается быть этаким серьёзным шпионским фильмом чуть ли не политической направленности, как, например, сериал «Медленные лошади» или книги Фредерика Форсайта. Однако остроты картине уж точно не достаёт, в первую очередь из-за того, что Харлин пускается в неловкий боевик. Приходится искусственным образом поддерживать интересы аудитории, что включает в себя компьютерную и откровенно фальшивую кровь, знакомые диалоги («Я устал от всего этого дерьма») и изредка неплохие драки с погонями. На деле же в «Каменщике» не разворачивается ничего существенного, кроме, разве что, растущей динамики взаимоотношений Вейла и Кейт, в то время как злодей Радек, не в состоянии ни напугать, ни заинтересовать. Получается до боли рутинный и механический фильм, хотя в подобном жанре встречаются картины и похуже.
Егор Рябцев