НАПОЛЕОН (NAPOLEON)
2023, США-Великобритания, 158 мин.
Жанр: биография, военный, драма, история
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Руперт Эверетт, Марк Боннар, Пол Рис, Бен Майлз, Риана Дьюс
Есть фильмы, которые смотреть интересно, а описывать – не очень. Или, например, смотреть скучно, зато рецензировать – одно удовольствие. А есть те, что и смотришь через силу, и пишешь потом, будто из-под палки, ещё и отложив это дело на пару месяцев. Таков «Наполеон». Это грустное, затянутое, абсолютно серое кино, которое, кажется, не особо интересовало даже самого постановщика. Конечно, замысел амбициозный: снять фильм про Наполеона – это уже определённый уровень для любого режиссёра. Как и сыграть Наполеона – статусный показатель для любого актёра. Но Ридли Скотт, как и Хоакин Феникс, уже давно всем всё доказали и решили не выкладываться на полную, а потому потенциально легендарный байопик создавался по принципу «и так сойдёт».
Феникс будто понимал, что как минимум половину фильма будет выпадать из каста, потому что в свои «почти 50» никак не тянет на молодого офицера, оказываясь в своём седле лишь под конец истории. Скотт же будто поставил своей целью изобразить талантливого и самовлюблённого полководца каким-то жалким подкаблучником, лишённым всякого военного гения. Возможно, это такая своеобразная месть англичанина французам (исторические соперники как-никак!), но уж слишком мелочно она выглядит. Увы, перевирая некоторые исторические факты, а другие просто вырезая из повествования, режиссёр самолично стреляет своему фильму в ногу. Акцентирование именно на душных любовных отношениях Наполеона и шлюховатой Жозефины в исполнении Ванессы Кирби (британки, между прочим, sic!) – намеренный выбор постановщика, который мы как зрители обязаны принять, но вовсе не обязаны одобрять. Хорошо, Ридли больше военных кампаний интересует то, что скрывается под женской юбкой, ведь что-то грандиозное там разглядел и сам Бонапарт, вот только нам ничего не показали и остаётся лишь верить на слово: амурные сцены вышли какими-то неубедительными.
Два с половиной часа фильма тянутся так долго, будто это режиссёрская версия «Властелина колец». На всё своё монументальное полотно Скотт выделил аж 20 минут боевых сцен, скупо размазав их по всему хронометражу, чтобы мы вздрагивали от залпа пушек и хотя бы иногда просыпались. Разумеется, Наполеона здесь победила Англия, а не коалиция стран и уж тем более не Россия, хотя цифры потерь войск Наполеона в титрах всё-таки говорят сами за себя: львиная доля европейцев полегла как раз в наших полях, что и зашатало королевский табурет под царственной попой французского императора. Зато красиво показана «Москва, спалённая пожаром». И тут английский постановщик не стал поддерживать француза, прямо обвинив в поджоге русских, таким образом выгнавших Бонапарта на мороз, хотя мог бы придерживаться популярной у бонапартистов теории, что Наполеон сам в ярости сжёг город.
Чтобы подсластить пилюлю французскому зрителю и избежать обвинений во франкофобии, местами главный герой показан прямо-таки героически. Например, вместо командования своими войсками с какой-то возвышенности, где ему видно поле боя, император вдруг несётся куда-то галопом с шашкой наголо. Выглядит это эффектно, но едва ли выглядит адекватным поведением для столь значимого полководца. Впрочем, на все вопросы об исторической достоверности Скотт давно отмахивается: «Вы там лично были? Вот и идите в это самое место, которое Жозефина рекламировала». Зато какие пафосные были постеры! Загляденье! Вот только ни французам, ни кому бы то ни было ещё этого едва ли будет достаточно, ведь сам фильм оказывается красивой пустышкой – с пышными костюмами и отличными актёрскими работами, утонувшими в мутных водах сценария.
Вердикт от Скотта: куда тебе захватывать мир, если ты даже свою женщину прогнуть не можешь? Такому униженному Наполеону хотелось бы посоветовать вместо покорения Европы обратиться к психотерапевту. Увы, он выбрал более кровавую борьбу с кризисом среднего возраста, дающую шанс войти в историю… но к чему вся эта суета, все эти сотни тысяч трупов, если потом про тебя будут снимать дрянные фильмы?
Игорь Талалаев