Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Анимация / Аватар: Легенда об Аанге
Автор: Игорь ТалалаевДата: 06.03.2024 22:31
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Что будет, если сплести вместе гонконгские боевики, азиатскую философию и популярную стилистику аниме? Получится культовый мультсериал, неожиданно созданный в США.


АВАТАР: ЛЕГЕНДА ОБ ААНГЕ (AVATAR: THE LAST AIRBENDER)
США, 2005-2008
Жанр: мультфильм, фэнтези, боевик, приключения
Количество сезонов: 3
Режиссёры: Джанкарло Вольпе, Этан Сполдинг, Лорен Макмаллен
Роли озвучивали: Зак Тайлер Эйсен, Мэй Уитман, Джек Де Сена, Джесси Флауер, Данте Баско, Мако, Грэй Гриффин, Ди Брэдли Бейкер, Андре Сольюццо


Действительно, глядя на кадры из «Аватар: Легенда об Аанге», трудно поверить, что перед нами американский продукт – ведь все герои азиаты, надписи на китайском, а местная магия явно основана на восточных единоборствах. Но это действительно шоу, созданное для канала Nickelodeon. Просто его авторы, Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко, таким образом расписались в своей любви к азиатской культуре и создали западный мультсериал с восточной эстетикой. Между прочим, как раз после завершения «Аватара» тот же трюк провернут на DreamWorks, выпустив в 2008-м «Кунг-фу Панду» – анимацию, пропагандирующую восточные единоборства так, как это не удалось сделать в самой Азии. Удивительно, но оказалось, что для тщательной передачи аспектов какой-то культуры вовсе не обязательно быть её носителем – достаточно её просто любить.

«Аватар», как это часто бывает с русской локализацией, вовсе никакая не «Легенда об Аанге»: в оригинале мультсериал имеет подзаголовок «The Last Airbender» («Последний маг воздуха»). И до 2009 года, когда Джеймс Кэмерон познакомил весь мир с Пандорой, Аанг был единственным Аватаром. Кстати, частично он тоже был синим – именно с наброска мальчика со стрелкой на голове и началась работа над проектом. Выдуманный ДиМартино и Кониецко мир стремительно развивался и довольно быстро обрёл свои финальные черты. Люди разделены на четыре нации – Племена Воды, Воздушных Кочевников, Царство Земли, и Народ Огня, и каждая имеет свои особенности.

Племена Воды обитают на Северном и Южном полюсах, а их города, пожалуй, самые примитивные. В основном они промышляют рыболовством и охотой. О Воздушных Кочевниках известно менее всего, их города находятся в наиболее труднодоступных местах высокогорья. Царство Земли занимает самые обширные территории по центру карты и напоминает средневековый Китай. Ну а самый технологически развитый Народ Огня ютится на западных островах и планирует захват всего мира, чтобы таким образом подарить остальным нациям свой прогресс и общее процветание. В логике предводителю «огненных людей», Хозяина Огня, не откажешь: чтобы все были счастливы, нужно просто убить всех несчастных.

Собственно, политические интриги здесь находятся в зачаточном состоянии. Есть верховные правители с довольно простыми планами (либо захват мира, либо его спасение), есть союзы, есть герои и злодеи, причём последние могут иногда менять свои взгляды на жизнь. Любопытнее то, что каждый народ использует свою специфическую магию, завязанную на элементах – воде, воздухе, земле и огне. Лишь один человек способен использовать все стихии разом, и после смерти его дух перерождается, а потому называется Аватаром. И именно в тот момент, когда Народ Огня развязал войну против соседей, Аватар таинственным образом исчез, а появился лишь спустя сто лет в виде мальчика Аанга, которого часть мира воспринимает как Мессию, а другая – как главную угрозу своему могуществу. Так что хочет того Аанг или нет, спокойной жизни ему не видать.

Наверное, главная удача мультсериала, помимо ярких героев, это местная система магии. Она основана не на чтении заклинаний или волшебных палочках, а на языке тела – сильный маг в первую очередь должен быть хорошим бойцом, а свои магические умения оттачивает на физических тренировках. Стихийная магия следует за движениями магов, а потому местные схватки, если убрать из них спецэффектное буйство огня или воды, выглядят как бесконтактные поединки кунг-фу или ушу. У каждой магии свой визуальный стиль, выражаемый в пластике тел и боевом искусстве. Разумеется, это делает сражения весьма зрелищными и запоминающимися даже в самом начале «Аватара», а когда по ходу сюжета перед Аангом встают всё более грозные соперники, да и сам он нехило «прокачивается», то на экране происходит настоящее буйство красок, от которого трудно оторваться.

Конечно, кажется, что самая опасная стихия – это огонь, и именно потому Народ Огня так страшен в бою. Но свои сильные стороны есть у каждой стихии, нужно просто понять их и правильно использовать. Земля выглядит самой зрелищной и настолько мощной, что даже немного теряешься: как вообще маги Земли могли проигрывать сражения на суше, если могут буквально двигать горы или утягивать врагов под землю? Наверное, поэтому-то война и продлилась целых сто лет. Воздушная магия особенно ценит ловкость, её адепты не столько атакуют, сколько уворачиваются от ударов. Вода на первый взгляд выглядит самой слабой, но только если рядом нет какого-нибудь водоёма. Причём, противника можно не только топить – водяные капли легко превращаются в ледяные стрелы, что делает мага Воды грозным воином. Ну а если вспомнить, что даже люди на 80% состоят из воды, а ещё вода есть и в животных, и в растениях, то эта магия просто не имеет себе равных…

Жаль, что создатели не раскрыли потенциал магии Воздуха, ведь наравне с Водой и у неё можно было найти неочевидные применения. Например, можно было бы создать вокруг противника или его головы разреженную атмосферу типа вакуума, что сразу закончило бы бой. Но и без того магия «Аватара» довольно проработана, к тому же не находится в статичном положении. Так, днём сильнее Огонь, а ночью Вода; полнолуние повышает силы Воды, а комета в небе – силы Огня; ну а солнечное затмение делает мага Огня абсолютно беспомощным. Все эти нюансы сыграют важную роль в сюжете, да и вообще мир «Аватара» не выглядит застывшим в своём развитии – ближе к финалу можно заметить всё больший технический прогресс, особенно со стороны Народа Огня. Пожалуй, прогресс даже слишком заметный, но всё равно лучше уж так, чем отсутствие оного.

Принятые решения персонажей и даже результаты их схваток имеют далеко идущие последствия, а сюжет, хоть в целом и следующий предсказуемой линии «Обучиться всем видам магии, а потом вломить Хозяина Огня», частенько подкидывает неожиданные повороты. Конечно, не обошлось и без «филлерных» эпизодов, которые не имеют никакого значения для глобальной истории, а работают лишь на более глубокое раскрытие характеров (а ещё на закрытие сетки вещания и повышение рейтингов телеканала), но нельзя сказать, что «Аватар» откровенно буксует. Более того, начинается он довольно простецки, но затем обрастает героями, ситуациями, нюансами и становится куда более взрослым и комплексным произведением, чем может показаться поначалу. Ещё одним плюсом является то, что уровень сериала постепенно повышается, он «разгоняется», а в финальных эпизодах возрастает даже качество анимации – невооружённым взглядом заметно, насколько лучше проработана мимика, ну а магические схватки и вовсе напоминают какой-то локальный апокалипсис.

ПЕРСОНАЖИ

Аанг
12(112?)-летний пацан, синий от наколок. Тот самый Аватар, что должен спасти мир или погибнуть. Подобная перспектива его не радует, он не просил таких сил и такой ответственности, но выбора у него нет. Аанг добрый мальчик и талантливый маг, но ему не чужды и откровенные дурачества, ведь он ещё совсем ребёнок. Имеет ультимативный «режим Аватара», когда его татуировки и глаза сияют белым светом, а магия становится особенно разрушительной, но не умеет сознательно активировать этот «режим» и контролировать себя в нём. Влюблён в Катару и очень стесняется своих чувств. Также привязан к Аппе, своему шестиногому (!) летающему (!!) бизону.

Катара
Юная волшебница-самоучка из Южного Племени Воды. Её магические навыки на момент старта сериала находятся в зачаточном состоянии, ведь обучать 14-летнюю девушку некому – всех магов Воды истребил Народ Огня, а последним таким магом была мать Катары. Встреча с Аангом, путешествия, а также найденные обучающие свитки позволяют Катаре довольно быстро поднять свой уровень и превратиться в довольно грозного воина, а заодно и лекаря группы. Как и Аанг, Катара пацифистка, и старается помочь каждому встречному, но искренне ненавидит Народ Огня, убивший её мать. Чувства Аанга к себе она не замечает, считая того слишком маленьким.

Сокка
Старший (на целый год) брат Катары, которому выпало нелёгкое бремя охранять деревню, пока все взрослые мужчины отправились на войну. Сокка саркастичен и скептичен, но обожает различные каламбуры и почему-то считает себя непревзойдённым шутником. Падок на женщин, выглядит балбесом, но отнюдь не дурак. Больше, чем шутить, он любит только вкусно и сытно поесть. Не наделён магическим талантом, но усердно тренируется, чтобы стать великим воином. Поначалу несколько неуклюжий, но излишне самоуверенный и не лишённый самолюбования, Сокка, однако, проходит долгий путь и становится настоящим мастером. Его любимое оружие – подаренный отцом бумеранг.

Тоф Бейфонг
12-летняя девочка, слепая от рождения и воспитываемая в режиме гиперопеки в богатой семье. Но у Тоф есть альтер-эго – Слепой Бандит, под которым она «широко известна в узких кругах». Дело в том, что Тоф – сильнейший адепт магии Земли. Она даже побеждала в магическо-боевых турнирах (этаких «мортал комбатах» на минималках). Слепота не мешает ей жить, колдовать и драться, ведь она может «видеть» с помощью своих пяток – просто чувствуя малейшие вибрации земли. Девочка не лезет за словом в карман: с одной стороны она избалована родителями, а с другой излишне самостоятельна, так что характер у неё не сахарный. Изобрела магию металла, что не прибавило ей скромности.

Зуко
16-летний принц Народа Огня, находящийся в изгнании. Ему позволено вернуться только, если он сможет разыскать пропавшего уже сто лет назад Аватара, так что миссия безнадёжна и он является лишь формальным наследником Хозяина Огня. Но Зуко, неплохой маг, он фанатичен и не теряет надежды вернуться домой триумфатором. Перед изгнанием принц прогневал своего грозного отца Озая и был вынужден сразиться с ним в поединке, где отец не пожалел сына и наградил того ожогом на лице. При этом Зуко всё равно считает, что поимка Аватара – это его судьба, но постепенно понимает, что даже возможная милость Хозяина Огня не доставит ему счастья.

Айро
Старший брат Озая, бывший Хозяином Огня, пока не потерял своего сына во время войны. Эта потеря заставила его во многом изменить свои милитаристские взгляды, но сделала слабым в глазах конкурента за трон – жестокого и коварного Озая. Айро довольствуется чином отставного генерала и любому другому времяпрепровождению предпочитает распитие травяного чая. Один из сильнейших магов Огня, покоривший силу молнии, покинул столицу Народа Огня со своим племянником Зуко, находя в обществе молодого гордеца недостающее ему общение с сыном. Айро порицает войну и вовсе не мечтает поймать Аватара, хоть и помогает племяннику, но видит счастье в бытовых мелочах.

Азула
15-летняя коварная дочь Хозяина Огня Озая, которая хоть и родилась позже Зуко, но имеет куда больше шансов на то, чтобы занять трон. Уже в раннем детстве она демонстрировала куда больший магический потенциал, чем её брат, а развив таланты, превратившись в самого грозного противника Аанга и его друзей. Когда-то, видимо, подумала «Да гори оно всё синим пламенем» и с тех пор владеет этой редчайшей магической техникой. Фактически главный злодей сериала: пока формальный главгад Хозяин Огня лелеет планы покорения мира и сидит во дворце, дожидаясь финала, балансирующая между ненавистью и брезгливостью хитрая Азула постоянно мешает Аватару.


«Аватар» нацелен в первую очередь на аудиторию мальчишек и девчонок лет 7-11, но по весьма благосклонному тону этой статьи понятно, что смотреть его будет приятно и куда более взрослым зрителям. Просто в них гарантированно проснётся тот самый десятилетний мальчик (или девочка?), который захочет притвориться больным и прогулять школу, лишь бы посмотреть ещё несколько серий подряд. «Аватар» доходчиво и весьма зрелищно рассказывает про непростой выбор и духовный рост, про то, что иногда на насилие можно отвечать не только встречным крепким ударом в зубы, но и как-то иначе. И пусть в основе мультика лежит простая и понятная история, но разворачивается она в очень ярком, живом и красочном мире. Здесь добро и зло противопоставлены уже на уровне антагонистических стихий, но, в конце концов, ничто не мешает злым «по умолчанию» героям из Народа Огня заниматься самокопанием и совершать положительные поступки.

Эта история завершилась в 2008 году, но с тех пор получила ещё сиквел на три сезона «Легенда о Корре», голливудский полнометражный ремейк и нетфликсовский игровой сериал (о нём мы ещё обязательно поговорим), ориентированный уже на чуть более старших зрителей, что говорит о непреходящей популярности «Аватара».


Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 391 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio