КРИВАЯ ДОРОГА (HE WENT THAT WAY)
2023, США, 95 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Джефф Дарлинг
В ролях: Джейкоб Элорди, Закари Куинто, Патрик Джей Адамс, Трой Эванс, Эрин Мур, Александра Док, Джон Ли Эймс
«Кривая дорога» относится к тем фильмам, которые, основаны на реальных событиях, но при этом любой всамделишний факт почти наверняка более интересен, чем сам фильм. Тем более, что лента берёт за основу преступления настоящего, но не очень известного американского серийного убийцы – Ларри Рэйнса. При этом обстоятельства инцидента, лежащего в основе «Кривой дороги», более чем странные: профессиональный дрессировщик шимпанзе (!) подобрал ловящего попутку убийцу на автостраде, после чего маньяк пощадил героя из-за вышеуказанного зверька. Режиссёру предстояла сложная тональная задача представить подобное с серьёзной миной, однако, абсурд ситуации сбивает с толку – в «Кривой дороге», разумеется, нет юмора и это чистый триллер, но неравномерность исполнения и общая вялость повествования не дают достичь творческих целей.
1964 год. Джим (Закари Куинто) – неудачник-дрессировщик, сильно привязанный к своему шимпанзе Спанки, хотя возникает чувство, что Спанки, ставший звездой на телевидении, более успешен, чем его куратор-продюсер Джим. Как бы то ни было, Джим перевозит питомца на автомобиле через Штаты из Калифорнии в Иллинойс. На автозаправке в Долине Смерти Джим знакомится с Бобби – молодым и обаятельным парнем, которого без проблем соглашается подвезти. Спустя какое-то время в салоне автомобиля Бобби достаёт пистолет и проявляет признаки психической нестабильности. По мере их путешествия Бобби становится всё более жестоким, а Джим всё сильнее пугается.
Действие «Кривой дороги» разворачивается в неспокойный момент американской истории –сценарий поднимает и темы войны во Вьетнаме, и убийства Джона Кеннеди. Всё это, конечно, лишь для того, чтобы выстроить фон для разворачивающихся на экране событий. По большому счёту сценарий всё равно остаётся основанным на персонажах: Джим – неуклюжий «ботан», легкомысленно относящийся к жизни и глубоко привязанный лишь к своему шимпанзе, а антагонист Бобби обладает неуёмной энергией. Сценарий играет на взаимном любопытстве мужчин друг к другу, но ситуация накаляется в момент, когда Бобби обозначает своё оружие, так что «Кривая дорога» довольно долго раскачивается. В конце концов, это сказывается на общем впечатлении: фильм попросту не дожали по части острых ощущений.
С другой стороны, визуализация придорожной Америки скорее удалась. «Кривая дорога» построена на духе «жизни на обочине», хотя полноценного роуд-муви как-то не получилось. Наверное, из-за общих характеров. Несмотря на то, что тут снялась восходящая звезда Джейкоб Элорди, он не излучает нужного маньяку обаяния, как того хочет сценарий. Куинто же пытается изобразить лоха, но как-то не вяжется это с амплуа заслуженного Сайлара
(см. сериал «Герои», – прим. ред.). В остальном же «Кривая дорога» полна стереотипов из инди-фильмов: чтобы создать нужную атмосферу картину намеренно сделали какой-то грязной и неопрятной (см. долгие кадры сигарет, пустынь, насилие), хотя сюжет всё равно недостаточно эмоционален, чтобы это компенсировать.
По большому счёту «Кривая дорога» представляет собой нуарный триллер, в котором несостоявшаяся жертва знакомится с убийцей. Мужчины узнают друг друга получше во время путешествия в ад. Однако всё портят детали – та же обезьянка Спанки, являющаяся важной частью сюжета, не очень вписывается в историю. Само собой, из песни слов не выкинешь (так и тут – это же «всё было на самом деле», так что и Спанки не вырежешь), и приходится смириться, как, впрочем, недоумённо почесать затылок, когда создатели захотят вставить не очень нужный месседж об эксплуатации и жестоком обращении с животными. Такое чувство, что «Кривая дорога», построенная на диалогах, тратит весь саспенс на размытые детали, и серьёзное психологические исследование не работает по причине… чёрт возьми, шимпанзе!
Егор Рябцев