ФЕРРАРИ (FERRARI)
2023, США-Великобритания-Италия-Китай, 130 мин.
Жанр: биография, драма, история
Режиссёр: Майкл Манн
В ролях: Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси, Микеле Савойя
Майкл Манн уже не тот. Давно прошли времена, когда мы сидели, оглушённые его аутентичными перестрелками на улицах Лос-Анджелеса. Мастер выдохся даже не в этом десятилетии, так что сюрпризом его неудача ни для кого не стала. Теперь о былом величии постановщика говорят разве что загорающиеся огоньки в глазах Пенелопы Крус, когда она разыгрывает драму в сценах с Адамом Драйвером. Всё же остальное в «Феррари» выглядит так, будто и режиссёр, и съёмочная группа так устали от этого долгостроя, что уже и не против были бы, чтобы героиня Крус пустила пулю не в стену рядом с титульным героем, а попала в каждого – лишь бы уже закончить эти творческие мучения. Однако, пусть Драйвер вовсе не Аль Пачино, не всё так уж и плохо – просто немного сгущаем краски, как это любят делать экспрессивные итальянцы, про которых Манн и снял своё кино.
«Феррари» вовсе не позор и мыслей о самоубийстве у причастных к его созданию возникать не должно. Но для ленты, посвящённой национальной гордости Италии, прославленному Энцо Феррари, тут слишком мало жизни. Нет той самой экспрессии, которой ожидаешь от жителей Апеннинского полуострова. Даже жена Феррари, которой он изменял годами (вот так неожиданность!) включает гнев как-то нехотя и редко. Оно и ясно – супруги только недавно потеряли единственного сына и женщина уже слишком устала от этой жизни. Видимо, устали даже местные парикмахеры, которые как-то вяло реагируют на неудачи любимой спортивной команды – а вот в это уже слабо верится (впрочем, возможно, тому виной ножницы и бритвы в их руках, ведь, как известно, разговаривать с занятыми руками итальянцы не могут).
Главная проблема картины заключается в её расфокусировке. Как камера не может чётко поймать в объектив стремительно проносящуюся мимо красную гоночную машину с эмблемой чёрного коня на жёлтом щите, так и Манн никак не разберётся о чём же именно его фильм. Скорее всего о кризисе в отношениях именитого автоконструктора, ведь его ссорам с женой уделено немалое время. Ещё есть его вторая семья, но там всё выглядит ещё более тоскливо, совсем без огонька – Шейлин Вудли играет в приличную домохозяйку и успокаивающе влияет на погружённого в заботы Феррари, но совершенно непонятно как вообще можно начать изменять Пенелопе с Шейлин (при всём уважении к последней). Но есть тут и гонки. А ещё финансовые проблемы в компании, которые по традиции можно решить разом, выиграв одну гонку.
При этом семейная драма оказывается поверхностной, потому что сценарий тянет к машинам, но и заезды сняты будто для галочки, через «не хочу»: вот вам красивые спорткары, с разных ракурсов, чего вы ещё хотите? А хотим мы напряжённых виражей, противостояний разных команд, мало-мальски прописанных характеров гонщиков (ну хоть одного!)… Ощущение скорости местами передано, но от наличия гоночных эпизодов лента удивительным образом почти не выигрывает: слишком мало тут драйва. Возможно, меланхолия бизнесмена-сноба интересовала Манна куда больше, чем какие-то уловки для внимания зрителя. Как недавно сказал на одном нашумевшем интервью один президент, «Вы хотите серьёзный разговор или ток-шоу?» – вот то же и тут, разговор действительно серьёзный, но вот беда, совсем не интересный. Замените автоконструктора на какого-нибудь банкира или коллекционера редких марок – и ничего не изменится, а возможно, даже станет лучше, ведь от драмы перестанут отвлекать ревущие то тут, то там жеребцы под капотом. Эгоистичного Энцо машины интересуют куда больше, чем люди, и тут наблюдается главный диссонанс, ведь Майкла Манна все эти двигатели внутреннего сгорания на четырёх колёсах, кажется, не интересуют вовсе – он просто старается, чтобы всё было «как тогда», копируя исторические мизансцены.
«Феррари» оказывается из той породы фильмов, что создаются в надежде на получение кинопремии – в первую очередь за актёрскую игру, к которой действительно не может быть никаких претензий. Но если вы по какой-то причине не относитесь к киноакадемикам или высоколобому жюри, то можете смело пропускать это красное авто мимо себя. Вопреки ожиданиям, в этом случае она не пронесётся мимо вас, обдав тучей пыли и не скроется за горизонтом в мгновение ока. Нет, за рулём машины пожилой господин, который откроет перед вами дверь и будет ждать, пока вы не займёте своё место. И, возможно, даже подождёт, пока все пассажиры не заплатят за проезд. А потом ещё будет ждать, пока салон не заполнится полностью. Так, стоп, скажете вы, но ведь в «феррари», помимо водительского, есть лишь одно пассажирское место! Ну что ж поделать, такой вот у Майкла Манна получился кино-спорткар: дедушка старый и уже не помнит подробностей…
Так, кто-то один не оплатил! Пока не оплатит – никуда не едем!
Игорь Талалаев