КОСМОНАВТ (SPACEMAN)
2024, США-Чехия, 107 мин.
Жанр: фантастика, драма
Режиссёр: Йохан Ренк
В ролях: Адам Сэндлер, Кэри Маллиган, Пол Дано, Кунал Найяр, Изабелла Росселлини, Лена Олин, Петр Папанек, Мариан Роден, Зузана Стивинова
Космонавт Якуб Прохазка уже 189 дней летит до Юпитера, чтобы взять пробы загадочного облака пыли, которое обнаружили возле далёкой планеты. Он устал, измотан, не может нормально спать, да и отношения с женой накалились до предела. Все свои оставшиеся силы он бросает на поддержание дефектного космического корабля, считая часы до выхода на связь с любимой. Проснувшись очередным космическим днём, Якуб понимает, что путешествует уже не один – на корабле завёлся огромный говорящий паук.
Главный герой даёт пауку имя в честь известного чеха – Гануш, ведёт с ним философско-психологические беседы о своей жизни, в частности, об отношениях с женой. Всё это сопровождается живописными флэшбеками, из которых зритель узнаёт больше о жизни главного героя на Земле. Паук же выступает своеобразным психотерапевтом и помогает Якубу разобраться в конфликте с супругой и собственным бренным существованием. Собственно, а почему бы и не паук? Он уж точно не расскажет никому о сомнениях, что таятся в сердце одинокого космонавта, и страхах, из-за которых он забыл о нормальном сне.
Возможно, такая необычная и странная завязка смогла бы сработать, если в дальнейшем насадить на эту основу интересные диалоги и сюжетные повороты, но создатели, как видно, решили с этим не заморачиваться. Да, может, и в книге «Космонавт из Богемии» Ярослава Калфаржа, которая легла в основу сценария, история не блещет любопытными разговорами и интересными ходами, но никто и не просил повторять сценариста скучное общение героев слово в слово, нагоняя на зрителя тоску.
Адам Сэндлер, получивший звание самого высокооплачиваемого актёра прошлого года, старается как может выйти из комедийного амплуа и выдаёт приличную драму, которую, вероятно, от него мало кто ждал. В пару ему поставили не менее флегматичную Кэри Маллиган, успевшую зарекомендовать себя хорошей актрисой, снимающейся исключительно в авторском и, не всегда понятном массовой аудитории, артхаусе. Вот только химии между героями не чувствуется, их персонажей в буквальном смысле разделяет пропасть световых лет, и такая же пропасть зияет в плане эмоциональных взаимоотношений. Наверное, уже после первых репетиций можно было понять, что трагическую любовь артисты сыграть не смогут, но всё же в проект, по какой-то причине, взяли именно их. И подобный мискаст – одна из главных проблем «Космонавта».
Примечательным фактом является и то, что сюжет Ярослава Калфаржа позже буквально сплагиатил известный популяризатор науки Энди Вэйр, автор «Марсианина», у которого в его последнем романе «Проект "Аве Мария"» аналогичный старт – одинокий астронавт на пути в далёкую галактику делит корабль с инопланетным пауком, с которым ему необходимо найти не только общий язык, но и путь спасения двух цивилизаций от вымирания. И, должны отметить, что не смотря на то, что Вэйр откровенно позаимствовал идею своего коллеги, развить её у него получилось интереснее, чем у Калфаржа.
Что же касается экранизации, то у картины приличный визуальный ряд, на создание которого было потрачено немало денег – живописными медитативными видами космических просторов хочется любоваться. Лента до конца держит интригу – а был ли паук на самом деле или это галлюцинация Якуба? Но как бы там ни было, именно инопланетный паук раскрывает и обнажает героя так, как не каждый психотерапевт сможет, подводя его к нужным действиям и мыслям и сопровождая его к лирическому и долгожданному финалу. Вот только до этого финала надо постараться не уснуть, разглядывая созвездия и корабельную обшивку под монотонные беседы двух космических одиночек.
Дмитрий Серёгин