ДОМ У ДОРОГИ (ROAD HOUSE)
2024, США, 121 мин.
Жанр: боевик, драма, криминал
Режиссёр: Даг Лайман
В ролях: Джейк Джилленхол, Даниэла Мелшиор, Билли Магнуссен, Конор Макгрегор, Джессика Уильямс, Жоакин де Алмейда, Б.К. Кэннон, Лукас Гейдж
Выпущенный в 1989 году простой как палка кэмповый боевик «Дом у дороги» с Патриком Суэйзи – настоящий продукт своего времени, когда у зрителя пользовались популярностью герои без страха и упрёка, а экшен-жанр был востребован как никогда. И пусть критики четырежды номинировали «Дом у дороги» на «Золотую малину», зрителям история вышибалы Джеймса Далтона пришлась по душе. И сегодня, когда аудитория вновь испытывает ностальгию по тем временам, Голливуд послушно предлагает ремейки и продолжения проверенной классики, включая «Дом у дороги».
Собственно, сиквел оригинального фильма был выпущен в 2006 году, но кто всерьёз будет рассматривать поделку Скотта Зила в качестве реального продолжения того самого фильма Роуди Херрингтона? Уже в 2010-х Голливуд планировал выпустить переосмысление, где главному герою сменили бы пол, но женщина в качестве вышибалы в придорожном баре – это оказалось слишком прогрессивно для того времени, но могло бы запросто реализоваться в наши, совсем уж непредсказуемые, времена. Однако, именно в эпоху великого и могучего girlpower «Дом у дороги» внезапно обращается к своим истокам и перерождается в максимально традиционной своей форме.
Бывший боец смешанных единоборств Элвуд Далтон находится в глубоком личностном кризисе после того, как в запале боя случайно убил оппонента. В поисках себя и своего места в мире Далтон откликается на просьбу о помощи владелицы флоридского бара «Дом у дороги» Фрэнки, которая тщетно ищет себе вышибалу. Соглашаясь на сомнительную вакансию, Далтон ещё не подозревает, что станет помехой в делах криминальных воротил, для которых бар и его строптивая владелица как бельмо на глазу.
Если оригинальная лента 1989 года сегодня входит в топ картин, про которые говорят «так плохо, что даже хорошо», то ремейк Дага Лаймана – образцовый боевик, в котором неожиданно хорошо всё – от аккуратного, хоть и не хватающего с неба звёзд, сценария до каста и хореографии драк. Джейк Джилленхол – удачное попадание в образ могучего, но обаятельного Далтона, которому тут сменили имя с Джеймса на дурацкое Элвуд, тем самым усилив контраст между кажущимся миролюбием персонажа и его не дюжей физической силой и свирепостью в отношении тех, кто рискнул его обидеть. Джилленхол весь фильм демонстрирует отличную форму и даже умудряется не уступать на фоне Коннора МакГрегора, для которого роль отбитого на всю голову решалы Нокса стала дебютом в большом кино. МакГрегор вообще главное украшение «Дома у дороги» Лаймана. Его персонаж груб, циничен, саркастичен, сначала бьёт, а потом задаёт вопросы и при всём своём безумии парадоксально симпатичный тип. Вдобавок, МакГрегор демонстрирует удивительный талант к комедии, так что сцены с ним без улыбки не обходятся. Оба актёра не стесняются сверкать голым торсом, а МакГрегор до неловкого часто оголяет и собственный зад, но это тот случай, когда тестостерон – главная движущая сила картины о разборках больших сильных мужиков.
И в этом вопросе «Дом у дороги» внезапно весьма традиционен, не предлагая ни утомивших социальных повесток, ни громких манифестов. Лента словно выбралась прямиком из 1980-х в первозданном виде – впрочем, в сюжете даже особо нет признаков нашего времени и при желании события могли бы разворачиваться и тридцать, и сорок лет назад. Лайману удалось стряхнуть пыль со старого как мир мотива одинокого героя и выдать буквально современный вестерн, где на фоне маленького провинциального городка разворачиваются нешуточные бандитские разборки. Впрочем, параллели с вестерном Лайман и сам проводит устами юной книголюбки Чарли, с которой Далтон заводит дружбу по приезду в город. Несколько прямолинейная констатация, но хочется простить режиссёру его сомнения в насмотренности своего зрителя.
Старые-добрые салунные драки – ещё одна примета ковбойского жанра – тут сделаны вкусно и с фантазией. Видна компетентная работа оператора, находящего в динамике необычные ракурсы и планы (эффектно смотрится ракурс от первого лица, когда зритель буквально ощущает себя на месте Далтона в спарринге с махиной МакГрегором), и монтажёра, который грамотной склейкой усиливает эффект присутствия. Местами, конечно, заметна графика, но едва ли кто-то станет придираться к этому аспекту, когда на экране творится настоящая кровавая вакханалия.
«Дом у дороги» Дага Лаймана – настоящий привет из эпохи видеосалонов, когда крутые боевики с несгибаемыми героями не считались низким жанром, а пацаны клеили на стены плакаты с Ван Даммом и Железным Арни. Это старательно сделанное, компетентное в своей нише кино из той категории, кто сейчас не часто снимается, тем оно, пожалуй, и уникально.
Сергей Прудников