Скорее всего вы слышали о нём. Хотя бы в качестве синонима дурного вкуса. Что ж, киноведы считают иначе: Британский институт кино назвал Хупера одним из самых влиятельных режиссёров всех времён.
ТОУБ ХУПЕР
Тоуб родился 25 январе 1943 года в Остине, штат Техас (это важно). И долгое время единственными важными событиями его жизни были два случая: в возрасте девяти лет он освоил кинокамеру своего отца, а когда позврослел поступил в Техасский университет... и пережил массовое убийство, которое устроил некий Чарльз Уитмен, забравшийся на башню и открывший стрельбу по прохожим.
В 1960-е Хупер увлёкся кинематографом всерьёз, что позволило нам написать о нём статью и представить чуть ниже его фильмографию, избегая редких короткометражек, странной телевизионной документалки «Haunted Lives: True Ghost Stories», а также некоторых эпизодов антологий (в частности «Удивительных историй», «Царство теней», «Причуды науки», нескольких серий криминального сериала «Уравнитель», фантастики «Человек из ниоткуда», «Тёмные небеса», «Добыча», «Другие» и «Похищенный» ), которых уже не найти в свободном доступе или они представляют слабую кинематографическую ценность.
ЯИЧНАЯ СКОРЛУПА (EGGSHELLS), 1969
Первый полнометражный фильм Хупера был зрелищем экспериментальным. Находящаяся на дне капсулы времени, фантасмагорического мюзикла и киноавангарда контркультурная фантазия о свободе. По сути «Яичная скорлупа» – ¬¬исследование жизни четырёх разных семейных пар из Остина, штат Техас.
Хупер работал над своим фильмом в качестве режиссёра, продюсера, мастера спецэффектов и оператора. Кинематографическая мастурбация уровня «Комнаты» того самого Томми Вайсо выносит мозг в плохом смысле – настолько мало в истории конкретики.
Интересно, что сие бессвязное видение жизни хиппарей было позитивно встречено публикой – Хупера пресса даже сравнивала с Годаром. Но, должно быть, постановщик стыдился своего полнометражного дебюта – долгое время фильм считался утерянным. Тем не менее, «Яичная скорлупа», которая вообще не похожа на последующие работы Хупера, отчасти предвосхитила его собственное творческое направление: во-первых, отражение контркультуры Техаса тех времён, а во-вторых, общий импрессионистский взгляд на бытие.
ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ (THE TEXAS CHAIN SAW MASSACRE), 1974
Не смейте отрицать – это тот самый фильм, из-за которого вы вообще стали читать данную статью.
Навеянный реальной историей маньяка Эда Гейна (как, впрочем, и более ранний «Психо» и поздний «Молчание ягнят»), данный хоррор, во-первых, по сей день является примером «дурного вкуса», когда речь заходит о наиболее бессмысленных представителях кинематографа, а во-вторых, из-за обилия последователей (особенно в жанре слэшер), способен вызвать споры о своей эстетической составляющей. И да, фильм снят за гроши ($140.000), но это не мешает ему производить нужное впечатление. Лента весьма тревожная и смотрится жутко даже в наши дни. А уж если вспомнить Эд Гейн приходится Хуперу дальним родственником…
Техас, 1970-е. Ну какие, к чёрту, бензопилы? Техас – не штат лесорубаов! И всё же, пять тупых подростков попадают в ловушку к клану каннибалов, чья родословная восходит, наверное, к легендам о Сонни Бине. Их предводитель – ужасающий и загадочный Кожаное Лицо, получивший свою кличку, как нетрудно догадаться, за привычку сдирать с жертв кожу и делать себе маски. И да, в его распоряжении бензопила, которую маньяк не стесняется пускать в дело.
Напряжённый фильм ужасов выглядит более чем зловещим и, наверное, во многом за это ответственна атмосфера упадка в «пост-вьетнамской» Америке. В своё время «Техасскую резню бензопилой» обозвали самым страшным фильмом из когда-либо снятых, из-за чего последовала волна праведного негодования: картину запретили во Франции, Бразилии, Чили, Финляндии, Исландии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Австралии, а также на 25 лет запретили прокат в Великобритании. Так или иначе, такая скандальная реклама оказалась эффективной: «Резню» отметили на Каннском кинофестивале (хотя тогдашний председатель жюри Сергей Бондарчук и плевался), кассовые сборы были рекордными для представителя жанра в своё время, что привело к рождению целой франшизы.
Делом техники стали современный ремейк с Майклом Бэем в качестве продюсера, очередное продолжение с Александрой Даддарио, приквел «Кожаное лицо» и современный сиквел отрицающий предыдущую мифологию, как это стало модно после «Хэллоуина», от Netflix. Сам же Кожаное Лицо отметился в игре Dead by Daylight и трансформировался в этакое странное явление поп-культуры – вполне неплохо для фильма, оставляющего исключительно депрессивное впечатление, несмотря на кровожадное название.
СЪЕДЕННЫЕ ЗАЖИВО (EATEN ALIVE), 1976
А затем началась дичь. Хупер, видимо, переоценил свои силы: получив средства на создание нового фильма, он решил снять ленту о «худшем месте на Земле» именно в традициях «Техасской резни». Однако в «Съеденных заживо» отсутствует оригинальность и атмосфера. Если предыдущая лента выделялась этаким сельским кошмаром, то эта можно сойти за американскую «чернуху» – сборник баек о том, как хреново жить в США в целом и в Техасе в частности.
Итак, ветхий отель «Звёздный свет», расположенный где-то в техасской глубинке, является не самым лучшим местом на земле. Ещё бы, ведь рулит им неуравновешенный Джадд – мужик, у которого есть домашний крокодил (!), живущий на болотах рядом с отелем. А ещё у Джадда есть коса – не просто сельский инструмент, но и орудие убийства зазевавшихся доходяг.
Звучит трэшово, но «Съеденные заживо», внезапно, основаны на реальных событиях. В 1930-е в США жил некто Джо «Человек-аллигатор» Болл – серийный убийца, который держал аллигаторов в качестве домашних животных. И скармливал им своих жертв. Понятное дело, история вовсе не детективная: «Съеденные заживо», учитывая кровожадное название, представляют собой насилие ради насилия. Что ж, фильм попал в список «гадких видео» (запрещённых в Великобритании кинолент в соответствии с «бородатым» законом от 1959 года), подвергся преследованию консервативных активистов по всему миру и, до кучи, в 1992-м в версии на видеокассетах вырезали аж 25 секунд (!) материала. А что касается качества постановки, то картина явно небрежная: любительская лента пытается полагаться на правдоподобность и колорит, в отличие от сюрреалистической «Техасской резни бензопилой», что приводит к отсутствию повествовательного смысла.
ВО ТЬМЕ (THE DARK), 1979
И мы снова по колено в трэше.
Ночью город засыпает (и просыпается монстр). Чудовище (или маньяк) убивает ночью по одному человеку, а журналистка расследует это дело.
Хупер здесь был со-режиссёром, а основную ответственность за эту дурость взял на себя Джон «Бад» Кардос, главным достижением которого была работа дрессировщиком на съёмках «Птиц» Хичкока. Собственно, Хупер изначально снимал «Во тьме», а потом проект доделывал Карсос -– всё по причине отставания от производственного графика продюсеров. Как бы то ни было, хочется верить, что наиболее дурные элементы были добавлены именно Кардосом, а не Хупером: в дальнейшем Кардос снял «Бандиты с планеты Гор» – фильм, имеющий запредельно низкие отзывы зрителей.
САЛЕМСКИЕ ВАМПИРЫ (SALEM’S LOT), 1979
Когда Стивен Кинг был ещё молод и неизвестен, его уже взяли в оборот продюсеры. Джордж Ромеро, знаменитый режиссёр, был выбран на экранизацию второго романа Кинга – «Участь Салема» или же просто «Жребий». Кинг, будучи большим фанатом «Ночи живых мертвецов», согласился. Тем не менее, в итоге из-за студийных интриг ставить «Салемских вампиров» стал Тоуб Хупер – автор «Техасской резни бензопилой».
По сюжету писатель возвращается домой только для того, чтобы осознать, что вампиры начинают потихоньку заполонять городок. Их предводителем является пробравшийся из старого света Курт Барлоу – один из самых известных чудовищ за авторством Стивена Кинга.
Сам автор романа беспокоился, что после «Кэрри» Де Пальмы авторы создадут какой-то неудобоваримый киномусор и писатель заполучит клеймо «трэшодела». К счастью, его страхи были развеяны, несмотря на то, что Хупер создавал «Техасскую резню бензопилой». Скорее «Салемский вампиры» получились этакой кинематографической энциклопедией того, как жили американцы тех лет. Неспешное (почти 3 часа хронометража!) повествование позволило достойно раскрыть героев, а общая интрига не успела испариться.
Кинг одобрил именно эту версию «Салемских вампиров»: ни дальнейший, более близкий к тексту книги, позор нулевых, ни сиквел, ни странный приквел, так и не получили оценки мастера. Должно быть, дело в том, что именно эта вариация романа улучшает неудачные творческие решения оригинала, а также привносит новые – например, ориентированного на «Носферату» главного антагониста. В остальном же у Хупера получился почти идеальный вампирский хоррор: ещё многие работы (например, экранизации «Оно») ориентировались на этот, казалось бы, неказистый ужастик.
СМЕРТЕЛЬНАЯ ЗАБАВА (THE FUNHOUSE), 1981
«Смертельная забава» кажется попыткой Хупера «прокачать» «Техасскую резню» и добавить продвинутых элементов: сцену «из глаз», как в «Хэллоуине», и даже отсылки к «Психо» Хичкока. Конечно, по большей части перед нами коммерческое зрелище незатейливых американских трэш-студий – типичный студийный слэшер, который сейчас уже тяжело переваривать. Кровавые 1970-е сменились банальными 1980-мы и Хупер из визионера стал «одним из».
Четверо подростков посещают передвижной карнавал. Покурив «травки», они решают потусить в «Доме развлечений» после закрытия. Естественно, зря: герои становятся свидетелями того, как сын зазывалы из дома развлечений убивает гадалку. Теперь они – ближайшие кандидаты на жертвы, ведь за ними охотятся и сын зазывалы, и его отец, тоже маньяк.
В 1980-е Хупер был на коне благодаря «Техасской резне бензопилой», поэтому неудивительно, что он стал режиссёром «на зарплате». Собственно, эта лента является примером подобного, но Хупер хотя бы разнообразил данный слэшер чёрным юмором и комментариями об испорченной стороне Америки (как, впрочем, было и в его главной киноленте). Ну а массовый зритель вряд ли фильм оценит: в отличие от легендарной «Техасской резни», он не прошёл проверку временем и сейчас выглядит очень наивно.
Интересный факт: параллельно со «Смертельной забавой» Хупер должен был снимать триллер «Змеиный яд» с Клаусом Кински, но студия уволила его из-за «творческих разногласий». А жаль: вероятно, Хупер смог бы привнести в фильм необходимый тому драйв.
ПОЛТЕРГЕЙСТ (POLTERGEIST), 1982
После «Техасской резни бензопилой» у Тоуба Хупера был в распоряжении крупный кредит доверия для студий. Второй культовый фильм за его авторством – полная противоположность первого. Хотя бы потому, что вместо разрухи сельских США нам демонстрируют все прелести «рейганомики». И, видимо, виноват в этом Спилберг: истории о семьях из пригорода – его конёк, а после «Полтергейста» подобное и вовсе стало настоящим клише фильмов ужасов.
Семья Фрилингов наслаждается жизнью в большом доме. Однако не всё так просто: в доме пробудился призрак-полтергейст, который начал злобно шалить. Девочку Кэрол Энн даже засасывает в параллельный мир. Фрилингам надо что-то делать с паранормальной угрозой, так что они вызывают профессиональных экстрасенсов.
Встречи со сверхъестественным в данном фильме представлены на экране по-разному – от наивных даже по тем временам рисунков на плёнке до по-настоящему жутких моментов. Видимо, опять чувствовалось невидимое присутствие Спилберга: его студийные эксперты по части спецэффектов приложили руку к «Полтергейсту». А может, и не только они – сам Стивен был занят на съёмках «Инопланетянина» и из-за контракта не мог снимать «Полтергейст», хотя очень хотел, так что Хупер мог быть использован как «подставной режиссёр» (тем более, Спилберг признавался, что действительно снял несколько сцен, хотя Хупер это опровергал).
Фильм оставил неожиданный след. По слухам, в сценах со скелетами были использованы реальные человеческие останки, что привело к проклятию съёмочной группы. Актриса Доминик Данн была задушена бойфрендом, а также скончалась самая юная актриса «Полтергейста» Хезер О’Рурк. Тем не менее, Оливер Робинс, сыгравший сына Фрилингов, в будущем говорил, что это лишь слухи, которые подогревали интерес к мистическому фильму. Как бы то ни было, «Полтергейст» перерос в трилогию с дополнительным, скучным ремейком, правда, Хупер уже не участвовал в создании продолжений. Зато, находясь на волне успеха, успел снять
клип для Билли Айдола, полный жутких образов.
ЖИЗНЕННАЯ СИЛА (LIFEFORCE), 1985
Успех «Полтергейста» укрепил славу Хупера и позволил заключить контракт ещё на две ленты с Cannon Films. Первым как раз и стала «Жизненная сила» – своего рода ремейк фильма 1950-х «Эксперимент Куотермасса». Хупер назвал «Жизненную силу» возвращением к корням ужастиков от студии Hammer, но вдоволь «потроллил» публику, добавив много наготы. При этом картина стала самой высокобюджетной за всю карьеру режиссёра, что позволило ему вставить полноценные непотребства.
Космический корабль отправляется на спасательную миссию: в хвосте кометы Галлея дрейфует в ещё один корабль. Внутри обнаруживаются три гуманоида в состоянии анабиоза – двое мужчин и одна женщина. Их доставляют на Землю, где они пробуждаются и оказываются космическими вампирами, умеющими изменять внешность.
За сценарий отвечал Дэн О'Бэннон – признанный мастер «космического ужаса» и автор «Чужого». Что не помешало «Жизненной силе» провалиться в прокате, несмотря на любопытное сочетание научной фантастики и ужасов. Критики отмечали устаревшие спецэффекты (лента не прошла проверку временем и выглядит сейчас особенно глупо) и выход более позитивного инопланетного фильма – «Кокона» Рона Ховарда в том же году. Тем не менее, амбициям Хупера следует восторгаться – это один из его самых загадочных и масштабных проектов.
ПРИШЕЛЬЦЫ С МАРСА (INVADERS FROM MARS), 1986
Что будет, если Тоуб Хупер срежиссирует... детский фильм? Отставить смеяться! В 80-е постановщик, видимо, совсем пошёл вразнос и снял убогий ремейк одноимённой киноленты 1963-го. Изюминка в том, что сценаристом здесь вновь был Дэн О’Бэннон. О качестве можно судить хотя бы по наличию сомнительной премии «Золотая малина» за «худшие спецэффекты».
В ночь метеоритного дождя мальчик становится свидетелем приземления инопланетного космического корабля. В течение следующих нескольких дней наступает локальное «Нечто» или «Вторжение похитителей тел»: учителя, горожане, а также родители медленно ассимилируются марсианами. Верит герою только школьная медсестра.
Очевидно, что «Пришельцы с Марса» основаны на фантастике 1950-х (которой Хупер наверняка тихо восторгался), и даже несмотря на кинематографическое наследие в виде «Факультета», черпавшем вдохновение в этой неказистой ленте, картина вышла слабой. Тон постоянно сбоит – для «взрослого» ужастика концепт слишком детский, а дети и подростки не смогут насладиться зрелищем из-за мерзких образов и безнадёжно бедной реализации. Да и самоуверенности Хуперу в этот раз недостаёт. Такое чувство, что постановщик сам не знал, за какой фильм ему браться. Коммерческий провал (фильм даже не окупил себя в прокате), две «Золотые малины» и низкие критические отзывы стали закономерным итогом.
ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ 2 (THE TEXAS CHAINSAW MASSACRE 2), 1986
Противоречивый сиквел культового слэшера разделил публику – и по сей день одни его любят, а другие ненавидят. Кажется, Хупер, тяготеющий к крайностям, так и не смог найти золотую середину. «Техасская резня бензопилой 2» позиционирует себя чёрной комедией с настолько гнусным юмором, что выходит за рамки. В остальном всё то же самое, только больше: Мик Гэрис в качестве сценариста, Том Савини как мастер спецэффектов, Деннис Хоппер (!) в роли шерифа, плюс недооценённый саундтрек.
Каннибалы возвращаются в строй! Вёдра крови и множество увечий! «Левша» Энрайт – местный шериф (при этом ещё и дядя Салли из первого фильма). Техасский клан каннибалов пора уничтожить, пока не стало слишком поздно.
В отличие от первого фильма градус насилия в сиквеле повысили в разы. Теперь без зазрения совести демонстируют внутренности, кишки и прочие элементы графического потрошения. Хупер ещё и выбрал путь сатиры, чтобы высмеять компрометирующие излишества кинематографа 1980-х. Что ж, та жестокость, с которой «Техасская резня» ассоциируется по сей день, была заложена именно здесь.
КОШМАРЫ ФРЕДДИ (FREDDY’S NIGHTMARES), 1988
ЭПИЗОД «НЕТ БОЛЬШЕ СЛАВНОГО ПАРНЯ»
На волне популярности «Кошмара на улице Вязов» возник целый сериал-антология в духе «Сумеречной зоны» и «Баек из склепа». Ведущим, как нетрудно догадаться, был Фредди Крюгер, ну а самую первую серию этого сериала и снимал Хупер.
Собственно, первая серия является относительно каноничной и повествует о том, как Крюгера освободили в зале суда, после чего маньяка поймали в его бойлерной и там же прокоптили. А шериф, чьих детей Крюгер похитил последними, сам становится первой жертвой демона сна.
В эпизоде почти нет фирменных приёмов Хупера, зато есть определённые приколы, связанные с «Техасской резнёй». Добавили их, вероятно, по наитию, но любопытен другой факт: Хупер, получается, прикоснулся ещё к одной культовой франшизе ужасов.
СПОНТАННОЕ ВОЗГОРАНИЕ (SPONTANEOUS COMBUSTION), 1990
Журнал Spin как-то написал про этот фильм следующее: «Никто не снимает плохие фильмы так безумно интересно, как Тоуб Хупер». Чистая правда: стык десятилетий (т.е. 1989 – 1990-е) был для Хупера неудачным. «Спонтанное возгорание» представляет собой больше расширенный эпизод какой-то антологии, чем полноценный фантастический фильм ужасов. Иронично, но в дальнейшем у Хупера был период, когда он в качестве приглашенного режиссера снимал эпизоды анталогий – началось всё годом ранее с «Кошмарами Фредди».
Ещё молодой Брэд «Чаки» Дуриф играет неудачливного актёра Сэма, который родился у семейной пары, подвергнутой экспериментам с радиацией (кто сказал «Воспламеняющая взглядом»?). Так вот, этот мужчина начинает использовать свой проявившийся дар контроля над огнем, чтобы убивать конкурентов и просто тех, кто перешёл ему дорогу. Однако вскоре Сэм обнаруживает, что эта способность в духе «Людей Икс» пагубно влияет и на его организм.
Брэд Дуриф на момент съёмок был молодым симпатичным актёром (это в наши дни его имя плотно связано с жанром хоррор), но всё равно являлся плоть от плоти низкобюджетного ужаса. Что ж, «Спонтанное возгорание» есть пагубная отрыжка 1980-х в кино 1990-го года: практические эффекты (творческие, однако, до Спилберга всё же далеко), дрянной синтезатор на саундтреке, неуместный чёрный юмор, и чрезмерная театральность. Хупер, конечно, облажался с этим фильмом из-за того, что хотел привнести загадочный флёр, а получился возмутительный проект с подлой идеей – то что надо для «Баек из склепа» (см. далее).
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ Я ОПАСНА (I’M DANGEROUS TONIGHT), 1990
Другой фильм Хупера 1990-го предвосхитил многие современные тренды и, наверное, даже послужил источником вдохновения для многих фильмов – по крайней мере подсознательно. Да и каст не подкачал: подающая надежды на тот момент Мэдхен Амик, Р. Ли Эрми (снова в роли законника) и сам Энтони Перкинс – заслуженный маньяк кинематографа, который, правда, здесь ограничился лишь второстепенной ролью профессора, проговаривающего экспозицию.
В американский университет прибыла археологическая находка – саркофаг с мумией, и её пожитками, среди которых было красное ацтекское церемониальное одеяние. Профессор, которому предназначалась посылка, накинул на себя эту ткань, после чего зарубил охранника. В дальнейшем проклятая роба попадает в распоряжение студентке Эми, которая шьёт из него роскошное платье, подходящее больше Джессике Рэббит, чем скромной студентке. Естественно, следуют смерти от рук тех, кто решил надеть на себя роскошный предмет одежды.
Вся предпосылка кроется в словах «платье с привидениями». Несмотря на то, что подноготная соответствует духу триллера, да и в целом материал подаётся «как по учебнику», многие ли были готовы взяться за экранизацию подобного концепта? Хупер взялся и получился на удивление крепкий проект; не без греха, но своё обаяние в нём найти можно. Разочаровывают разве что две вещи: во-первых, в «Сегодня вечером я опасна» мало творческого отпечатка Хупера, т.е. это довольно скромная лента; и, во-вторых, жаль талантливую Мэдхен Амик – в «Сегодня вечером я опасна» она снялась на волне популярности «Твин Пикса», где её образ был более ярким, ведь в работе Хупера она играет, чуть ли не засыпая на ходу.
БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА (TALES FROM THE CRYPT), 1991
ЭПИЗОД «МЁРТВОЕ ОЖИДАНИЕ»
Ну как можно называться мэтром хоррора, если не режиссировал серию для альманаха «Баек из склепа»? Вот и Хупер снял новеллу в третьем сезоне на тему магии вуду с Джеймсом Ремаром и популярным в тот момент Джоном Рис-Дэвисом... и даже при участии Вупи Голдберг!
Бандит Рэд ищет
чёрную жемчужину – не корабль, а сокровище. По слухам, она находится на плантации некоего мистера Дюваля. Рэд проводит ночь с девушкой Дюваля по имени Кэтрин и оба решают украсть драгоценность, но из-за этого главный герой становится связан с проклятием вуду.
В какой-то степени забавно, что Хупер выбрал именно эту новеллу – она совсем не в его стиле (кроме, разве что, пресловутой «расчленёнки»). По крайней мере действие происходит не в Техасе, а тон эпизода скорее напоминает мистический детектив. Тем не менее, постановщик справился: в отличие от иронии, которой пропитаны «Байки…», здесь представлен полноценный эзотерический кошмар.
МЕШКИ ДЛЯ ТРУПОВ (BODY BAGS), 1993
Хулиганская антология Карпентера и Хупера под названием «Мешки для трупов» изначально должна была стать телесериалом. Увы, канал Showtime, который спонсировали съёмки, решил не продолжать сериал, так что выпущено было всего три серии, из которых смонтировали фильм. Две снял Карпентера и одну герой нашей статьи. Но если у Карпентера истории вышли больше сатирические, то Хупер сделал жуткую байку на популярную тему одержимости.
В новелле от Хупера приняли участие Марк Хэмилл, Твигги (!) и Роджер Корман в камео. Бейсболист в исполнении Марка Хэмилла попадает в автокатастрофу и теряет глаз. Экспериментальное лечение по пересадке глаза приводит к тому, что герой Хэмилла частично перенимает личность предыдущего обладателя глаза – серийного убийцы и некрофила.
В то время как Джон Карпентер подражал успешной формуле «Баек из склепа», Тоуб Хупер вновь взялся за дело со всей серьёзностью. Конечно, его история не способна так уж поразить, тем более, что из трёх новелл сценарий в ней самый поверхностный, но именно этот эпизод выделяется актёрским составом и постановкой. Параноидальный триллер наполнен кровью, библейскими отсылками и саспенсом. Выкусите, братья Пан: до вашего гонконгского хоррора «Глаз» ещё девять лет, а Хупер уже всё придумал до вас!
НОЧНЫЕ УЖАСЫ ТОБА ХУПЕРА (NIGHT TERRORS), 1993
Хупер стал снимать этот фильм... в последнюю минуту. Как гласит история, продюсер Гарри Алан Тауэрс и студия Global Pictures получили разрешение на съёмки в Египте. Итогом стали «хиты» видеосалонов: «Мумия жива», «Тюремная жара» и «Ночные ужасы», который и режиссировал Хупер, причём критики уже в те времена отмечали, что талант постановщика «Полтергейста» значительно просел.
Джини ищет своего отца – религиозного фанатика. Тот находится в Каире, а девушка оказывается вовлечённой в культ каких-то чудиков, которых возглавляет потомок самого маркиза де Сада.
Фильм имеет две сюжетные линии: в первой нам рассказывают историю Джини, употребляющую запрещённые вещества и окунающуюся в эротические приключения (всё это напоминает «Эммануэль»), а во второй – маркиза де Сада в Бастилии, который бормочет что-то про удовольствия.
Мягкая эротика и готический ужастик смешиваются в персоне Роберта Инглунда – две легенды ужасов снова объединяются после «Кошмаров Фредди». Увы, если пилот сериала о Крюгере нёс в себе определённую новизну, то с «Ночными ужасами», похоже, автор не уловил материал. Да и Инглунд разочаровал в обеих своих ролях: в одном случае он играет орущего де Сада с повадками капитана Барбоссы, а в другом – потомка маркиза Пола Шевалье. В совокупности всё получается похожим на слегка извращённую версию эротического триллера 1990-х, которую нельзя назвать прорывной. Ну, хоть обнажёнка развлекает!
Кстати, примерно в это же время вышел скромный телефильм «Кошмар начинается снова»: междусобойчик Хупера и Гэриса, на деле представляющая собой знакомый эпизод из «Кошмаров Фрэдди».
ДАВИЛКА (THE MANGLER), 1994
Стивен Кинг придумал рассказ «Давилка», когда работал в прачечной. Одержимый демоном автомобиль уже был, а как насчёт парового пресса?
Что ж, второй фильм Хупера по Кингу стал его последним, заполучившим широкий прокат. Лента попала в страны бывшего СССР на видеокассетах и начисто вынесла мозг впечатлительным детишкам. «Давлка» является беззастенчивой попыткой Хупера в последний раз озорно поклониться публике, прекрасно понимая всю нелепость сюжетной установки.
Итак, в небольшом английском городке функционирует прачечная «Голубая лента», которой управляет Роберт Инглунд, променявший шляпу и перчатку Фредди Крюгера на трость и накладное бельмо на глаз. Ну а Тед Левайн играет сыщика, расследующего убийства в прачечной. Но дело не так уж просто, ведь в огромный промышленный пресс для отжима белья вселился демон и теперь у нас одержимая... давилка!
Естественно, по формату это скорее чёрная комедия, которая черпает вдохновение из работ немецкого импрессионизма. Оригинальность «Техасской резни бензопилой» несколько увядает, опять же, из-за происходящего на экране бреда, но надо отдать должное: сей фильм понимает свою аудиторию. Должно быть, поэтому «Давилка» и не «взлетела» – привлечь она смогла только фанатов Хупера, а вовсе не фанатов ужасов. Что-то среднее между дерзкой сатирой и пустой тратой времени внезапно заполучила целую мини-франшизу: в 2002-м состоялся релиз «Давилки 2» с подзаголовком «Компьютерный убийца», а в 2005-м вышла «Давилка 3: Возрождение», но Хупер руку к ним уже не прикладывал.
ПРОКЛЯТЫЙ ДОМ (THE APARTMENT COMPLEX), 1999
В конце XX века Хупер снял триллер с элементами комедии – сюрреалистический проект «Проклятый дом» для канала Showtime. Весьма вероятно, за этот проект постановщик взялся от безнадёги. Наверное, единственной отличительной деталью этой жалкой лентой является участие в ней актёра Чада Лоу – брата Роба Лоу. Что само по себе уже показатель.
Итак, Стэн Уорден покидает свой семейный дом, чтобы переехать в Калифорнию. Без работы (иронично) ему тяжело снимать жильё, так что он устраивается управдомом целого жуткого жилого комплекса в Голливуде, где ему как сотруднику выделяют квартиру. Собственно, как уже могли понять самые догадливые, комплекс оказывается проклятым.
Проект может похвастаться лишь кучей пробелов и демонстрирует непреднамеренную комедию. «Сияние» от Хупера превращается в «Комнату» от Томми Вайсо: поверхностный фильм не может удержаться даже на низкой отметке для телефильма и представляет собой постыдную осечку в и без того не самой ровной карьере. В будущем «Проклятый дом» распространился на VHS и был воспринят публикой как комедия – одно это говорит о состоянии одного из «королей хорроров» на тот момент.
КРОКОДИЛ (CROCODILE), 2000
Что делать, если вы один из самых главных режиссёров ужасов и ваша карьера разрушена? Податься прямиком на домашнее видео, как было с малобюджетным «Крокодилом», чей сюжет умещается в одной фразе: группа подростков погибает от зубов огромного крокодила... и всё?
Несмотря на то, что Хупер переосмыслил собственных «Съеденных заживо», ему не хватает резкости. Должно быть, сказался возраст, но режиссёр «Полтергейста» ударился в дилетантство. Что ж, постановщик очевидно потерял свое «моджо», как Остин Пауэрс (или, не дай Бог, никогда не имел его) – смотреть «Крокодила» можно лишь, чтобы ощутить запах глупого трэша. Фильм безынтересен, да ещё и снят так, что непонятно: то ли Хупер хотел высмеять традиции ужастиков (как своего времени, так и более позднего – «гламурных нулевых»), то ли просто сдал позиции. Смотреть такое низкопробное зрелище могут лишь самые стойкие зрители.
НОЧНЫЕ ВИДЕНИЯ (NIGHT VISIONS), 2001
ЭПИЗОДЫ «ЛАБИРИНТ», «ГРУЗ»
Малоизвестный сериал «нулевых» – это очередная вариация на тему «Баек из склепа» и «Сумеречной зоны», только в качестве ведущего выступает... Генри Роллинз! Естественно, Тоуб Хупер такое пропустить не мог и срежиссировал две серии.
Первая называется «Лабиринт», и из неё вполне могла бы выйти достойная полнометражка. По сюжету нелюдимая студентка, которую исполнила ещё юная Тора Бёрч, заходит в лабиринт из живой изгороди и оказывается в пустующем городе. Здесь довольно неплохо передано чувство паранойи. Вторая же серия («Груз») куда слабее и представляет собой странную социальную историю: работник порта обнаруживает в грузе «безбилетников» и приходит в замешательство, когда его начальство не обращает на это внимание. И если первый эпизод ещё наполнен долей романтики и фирменного юмора от Хупера, то «Груз», сделанный по дешёвке, не так уж силен атмосферой, и может похвастаться лишь присутствием Джейми Кеннеди – того самого поклонника фильмов ужасов из франшизы «Крик».
КОШМАР ДОМА НА ХОЛМАХ (TOOLBOX MURDERS), 2003
После почти десятка лет без громких релизов Хупер вернулся с «Кошмаром дома на холмах»... извините, так его назвали только в российском видеоформате, чтобы провести параллели с другим фильмом. В оригинале же лента называется «Убийства из ящика с инструментами» и является ремейком проекта 1978 года про маньяка, убивающего жертв различными бытовыми инструментами.
Семейная пара переезжает в жилой комплекс в Голливуде и начинает замечать всякую дичь, а вскоре начинают исчезать соседи. Да, это местный столяр дядя Петя в балаклаве, да и здание построено каким-то оккультистом, который спрятал руны то тут, то там. Грайндхаус получился жёстким, глупым и скудно снятым одновременно.
Новая версия не смогла спровоцировать заслуженное возвращение классика из-за своего низкого качества, пускай в ранние «нулевые» интерес к творчеству Хуперу и чуть возрос после ремейка «Техасской резни бензопилой».
МОРГ (MORTUARY), 2005
Фильм, который рекламировали не иначе как «от режиссёра "Техасской резни бензопилой”, “Полтергейста” и “Крокодила” (!)». После смерти отца семья переезжает в новой город и обустраивается в доме при полуразрушенном морге, чтобы дальше работать гробовщиками. И почти сразу узнаёт легенду о местном пацане, жившем когда-то в морге. Группа подростков разрушает склеп этого изувера, который воскресает из мёртвых и начинает мстить живым. Может ли ужастик быть утомительным?
Само собой, это зрелище было разгромлено в момент выхода (причём не в широкий прокат, а лишь на видео). «Морг» лишь немного лучше, чем можно судить по состоянию карьеры Хупера на тот момент. Жути нет, скримеров тоже, а фирменный чёрный юмор уходит в сторону и предлагает зрителю лишь бессмысленную серость. Даже немногочисленные преданные поклонники мэтра в тот момент отвернулись от него из-за зашкаливающего количество бреда на экране.
МАСТЕРА УЖАСОВ (MASTERS OF HORROR), 2005
ЭПИЗОДЫ «ТАНЕЦ МЕРТВЕЦОВ», «ПРОКЛЯТАЯ ТВАРЬ»
Естественно, Хупера, благодаря его оставшейся репутации, позвали и в «междусобойчик» режиссёров ужастиков. Постановщику досталось две серии: «Танец мертвецов» с дедом Робертом Инглундом и «Проклятая тварь» с ещё моложавым Тэдом Рэйми. К сожалению, к моменту съёмок в «Мастерах» Хупер уже «исписался» – обе серии вышли далёкими как от сути «Мастеров ужаса», так и от амплуа самого режиссёра. Подробнее – в
соответствующей статье.
ДЖИНН (DJINN), 2013
Когда наступило время закончить карьеру на высокой ноте, Хупер вместо это выдал... «Джинна». Лютый медиативный ужастик – лебединая песня, снятая по заказу инвесторов из ОАЭ. Поэтому неудивительно, что действие разворачивается в Эмиратах: семейная пара возвращается домой после похорон ребёнка (!) и обнаруживают, что их соседи не похожи на людей, а вокруг происходят странные явления. Звучит небезынтересно, но экране представлено крайне скучным образом. Даже без учёта солидной репутации постановщика, «Джинн» выглядит вяло и не украсит портфолио ни одного режиссёра. Тем более, что в этот раз Хупер вовсе не был ограничен скромным бюджетом.
«Джинн» настолько далёк от предыдущих работ Хупера, что «заказуха» видна невооружённым глазом. Ещё бы, ведь мастера заставили работать в неродной для него стране и погружаться в фольклор чужой культуры. Не оправдывая режиссёра, который на старости лет скатился в совсем уж откровенный трэш, хочется сказать пару слов в его защиту: на его месте сплоховал бы и любой другой, да и сам Хупер не очень любил медленный подход, на котором настаивали продюсеры «Джинна».
На этом всё. Хупер скончался 26 августа 2017 года в возрасте 74 лет. Подумать только, но этот невзрачный творческий человек вдохновил и Накату, и Крэйвена с Робом Зомби, и даже Николаса Виндинга Рёфна. Ах, Ридли Скотт даже признавался, что «Чужого» не было бы без «Техасской резни бензопилой», хотя это, кажется, звучит как лесть. Как бы то ни было, имя Тоуба Хупера следует знать каждому киноману. Без него мировой кинематограф был бы не полным. В конце концов, иногда всем нам требуется локальная «Резня бензопилой»!
Егор Рябцев