НЕЧИСТЬ (BAGHEAD)
2023, Великобритания, 95 мин.
Жанр: хоррор
Режиссёр: Альберто Корредор
В ролях: Фрейя Аллан, Джереми Ирвин, Руби Баркер, Питер Муллан, Нед Деннехи, Энн Мюллер, Свенья Юнг
Айрис унаследовала от внезапно скончавшегося отца старый дом, в подвале которого скрывается древний секрет – ведьма с мешком на голове, способная призывать и воплощать в себе мёртвых, обратившись к некой личной вещи покойного. Но если вызыватель продержит покойного больше двух минут, ведьма перехватит контроль и тогда жди беды. Уставшая от постоянного безденежья и отсутствия крыши над головой, Айрис соглашается принять наследство своего отца, вместе с тем принимая и ответственность за дом и его обитательницу. Только вот кто из них на самом деле раб, а кто хозяин?..
В оригинале лента называется «Baghead» и является голливудским ремейком одноимённого короткометражного хоррора Альберто Корредора. Это уже не первый случай, когда страдающий от дефицита оригинальных идей и талантливых постановщиков Голливуд обращается к новичкам из YouTube, позволяя им переснять и выпустить их самые громкие или завоевавшие призовые места дебютные работы. В голову первым делом приходит Дэвид Сандберг, который до съёмок «И гаснет свет…» с Терезой Палмер выпускал как раз короткометражные ужастики на известной видеоплатформе, включая и ту, которая легла в основу фильма. Что было дальше, мы знаем – две части «Шазама» позволили талантливому постановщику закрепиться при больших студиях, хотя Сандберг по-прежнему время от времени выпускает короткий метр для своих поклонников и подписчиков по старинке.
Альберто Корредор снял короткометражную «Голову в мешке» в 2017 году, а через год лента стала призёром множества фестивалей и конкурсов, так что было лишь вопросом времени, когда ушлый Голливуд поймает Корредора в свои сети. Сюжеты короткого метра и полнометражного ремейка с Фрейей Аллан роднит лишь наличие ведьмы-оборотня в старом подвале, героями же становятся разные люди. Аллан играет молодую девушку, которая получает в наследство дом со старым пабом «Голова королевы». Дом и паб держал её отец, который накануне погибает при загадочных обстоятельствах, как и все владельцы недвижимости до него, и героине Аллан приходится вступить в наследство, тем более это сулит ей и крышу над головой, и лёгкий заработок, который она видит в неожиданном соседстве со сверхъестественной сущностью. А перед этим не помешало бы наладить с той контакт.
Традиционно, как и в любом ужастике, история плетёт свой собственный легендариум, придумывая не только ведьму и её зловещий талант, но и правила, по которым с ней можно взаимодействовать. Это стандартная практика для жанра, вспомнить хотя бы временные ограничения у японских проклятий в «Звонке» и аналогичных картинах или инструменты передачи этих самых проклятий – от просмотра видеозаписей до произнесения определённой последовательности слов. У Корредора правила просты – вписываешь своё имя в купчую на дом, и ты становишься хозяином дома и ведьмы в нём. Ведьма слушает только хозяина, и не тронет его, пока тот не ступил на её территорию, лежащую по ту сторону мрачного провала в стене. Если превысишь лимит призыва, ведьма использует облик покойного, чтобы навредить. И, опять же, вполне традиционно для жанра в действительности намного страшнее сверхъестественных монстров сами люди, для которых, порой, две минуты с погибшим родственником – достаточный мотив, чтобы лишиться своей человечности. Последствия влияние подобного дара мы отчётливо видим на персонаже Джереми Ирвина - Ниле, чья жена скоропостижно скончалась в аварии. Боль и гнев делают молодого человека непредсказуемым, а влияние старой ведьмы ещё и опасным.
Ведьма с мешком на голове, превращающаяся в мертвецов – концепт увлекательный и потенциальный на интересные сюжетные повороты, но опыта режиссёра, по всей видимости, не хватило, чтобы снять сбалансированную и по-настоящему жуткую историю. Впрочем, радует, что Корредор не призвал на помощь банальные скримеры, которыми грешат все, кто делает первые шаги в жанре. «Нечисть» старается увлекать неизвестностью и ореолом тайны вокруг ведьмы, но по-настоящему удаётся картине удивить лишь в третьем акте, выдав дерзкий сюжетный твист, от которого ощущается тот самый мороз по коже. Выдержи Корредор весь фильм в таком духе, цены бы ему не было, но для дебюта в большом кино и так неплохо.
Сергей Прудников