МАРС ЭКСПРЕСС (MARS EXPRESS)
2023, Франция, 88 мин.
Жанр: мультфильм, фантастика, боевик, триллер, детектив
Режиссёр: Жереми Перен
Роли озвучивали: Леа Дрюкер, Матьё Амальрик, Дэниэл Нджо Лобе, Мари Буве, Себастьян Шассань, Марта Келлер, Женевьева Доан, Тома Родити
Филип Дик лёгкой рукой подарил миру красивую лирическую фразу, которую ушлые критики со временем превратили в заезженный до зубовного скрежета штамп. Теперь уже нельзя задаться вопросом, содержащим в одном предложении упоминание андроидов, электроовец и сны, не вызвав при этом презрительной ухмылки у читателя. И дело тут даже не в том, что в последнее время всё чаще и чаще в средствах масс-медиа звучат темы о потенциальной «человечности» искусственных организмов. В конце концов, споры об этом ведутся достаточно давно и уходят своими корнями в извечное определение природы человека. Нет, просто после ленты Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» оригинальный заголовок первоисточника превратился в обязательный атрибут текстов о человекоподобных роботах. Это уже условный рефлекс, пошловатое клише, словосочетание паразит, от которого стараешься избавиться при просмотре нового фильма. Но это именно тот самый вопрос, который ты задаёшь сам себе с первых кадров «Марс Эксресса». Впрочем, анимационная лента Жереми Перена изначально позиционирует себя как нуар (ну или кибер-нуар, поскольку действие разворачивается в будущем, населенном, в том числе, искусственными созданиями), а этот жанр, как известно, соткан из штампов всех мастей.
Что ж, начнём загибать пальцы в поисках обязательных атрибутов крутой бульварной истории. Загадочное убийство – есть. Главный протагонист, имеющий сомнительную моральную репутацию, но при этом хорошо выполняющий свою работу – на месте. Причём сразу два – Алин Руби, детектив с явными проблемами в плане алкогольной зависимости, и её напарник Карлос Ривьера, получивший после смерти кибернетический организм и испытывающий некоторые трудности при общении с бывшей семьёй. Странный работодатель, простое дело, вскрывающее масштабную теорию заговора, бесконечные перестрелки и погони, кабаки и стрип-клубы – всего этого в «Марс Экспрессе» хоть отбавляй. Но это всего лишь грубые мазки, служащие для создания той непроницаемой тоски, которая проходит красной нитью через любое произведение нуарной направленности. Тоска и мысли об одиночестве становятся главными темами мультфильма, вытесняя на задний план весь этот детективный разгул.
Причём тоска овладевает главными героями (а вместе с ними и зрителем) уже с начальных титров, пока Руби и Ривьера конвоируют очередного хакера на Марс. Подаётся всё это как заслуженный отдых-передышка после выматывающего дела, завершившегося напряжённой погоней за «преступником», но мы-то с вами знаем, что всё здесь намного сложнее. Алин до сих пор переживает посттравматическое расстройство после пережитой бойни, устроенной вышедшими из-под контроля роботами. Она безуспешно пытается залить эти воспоминания спиртным, хотя и осознаёт, что это тупиковый путь. И именно эта боль делает её идеальным ловцом новых хакеров, которые скорее ради забавы, нежели следуя какой-то идеологии, готовы наделить андроидов свободой, от которой так шарахались писатели-фантасты, раз за разом ужесточая три фундаментальных правила робототехники, озвученные Айзеком Азимовым. К слову в «Марс Экспрессе» это уже приличных размеров свод директив, которые, тем не менее, не всегда работают должным образом.
Впрочем, жизнь внутри этих правил тоже не несёт ничего хорошего. И Карлос Ривьера мог бы рассказывать об этом весь хронометраж ленты. В его случае обыгрывается ещё один избитый сюжет – мужчина пытается вернуться в семью ради ребёнка, к которому у него до сих пор остались нежные чувства, но новый избранник мамы, как и сама мама, от этого явно не в восторге. Ситуация ещё усугубляется и тем, что одной из причин семейной размолвки стала смерть Карлоса. А раз официально он мёртв, то и его бывшая жена с ним не связана никакими обетами. Тут вопрос о «человечности» мозга и души в искусственном теле встаёт особенно остро. Сам Ривьера считает себя живым, пусть и не совсем полноценным человеком. И это он пытается усиленно доказать, но его доводы тонут в страхе и безразличии. При этом он даже не может дать отпор, характерный для подобных сценариев, ведь робот не может нанести вред человеку. Стоит ли говорить, что у него есть свои причины искать встречи с хакерами, способными хотя бы немного развязать ему руки?
В результате главные герои с их поломанными судьбами смещают весь акцент на себя. За их переживаниями следить намного интереснее, чем за детективной интригой с её неочевидными мотивами. Нет, заказчик здесь определяется довольно быстро. И в этом плане «Марс Экспресс» соответствует установленным детективным нормам. Но вот в попытке выбить зрителя из самодовольного равновесия неожиданным финалом авторы явно перестарались. Мировой заговор слишком громоздок и плохо осознаваем в коротком промежутке времени, чтобы вот так просто вываливать его под закрывающие титры. Он оставляет какое-то болезненное послевкусие, будто нас удачно дурачили на протяжении полутора часов, рассказывая совершенно другую историю. Мозг упорно отказывается принимать простую и логичную, но от того не менее шокирующую, истину, а сердце снова сковывает тоска. Та самая тоска, что незримо присутствовала с нами с самого начала. Одиночество становится всепоглощающим. В такую минуту станешь рад даже электроовце, будь она неладна.
«Марс Экспресс» это самозабвенное признание в любви к Филипу Дику. И дело не только в том, что дух Рика Деккарда незримо летает между героями ленты со своими глупыми вопросами для теста Войта-Кампфа, а на Марсе присутствует защитный купол, позволяющий людям жить на этой враждебной планете. Здесь, например, как и в «Помутнении» закидываются таблетками (правда, только для увеличения памяти), а простые обыватели оказываются втянуты в грязные игры власть имущих. Создаётся впечатление, что создатели ленты «Марс Экспресс» взяли несколько книжек, а дальше по известному рецепту – взболтать, но не смешивать. Полученный коктейль запросто собьёт с ног неподготовленного дегустатора. Что же являлось центральным посылом фильма? За какую из мыслей хвататься? На самом деле не так важно. Просто каждый из заявленных авторами тезисов требует времени на своё осмысление. А это явный признак того, что «Марс Экспресс» ещё не раз пригласит вас к себе для просмотра.
Константин Большаков
В кинотеатрах с 8 мая