ДЕВЯТЫЕ ВРАТА: ПАНДЕМОНИУМ (PANDEMONIUM)
2023, Франция, 96 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Кваркс
В ролях: Арбен Байрактарай, Юго Дийон, Офелия Колб, Карл Лафоре, Манон Мендивид, Жером Пакватт, Сидвелл Вебер
Жанр фильмов портманто (т.е. антологии) процветал в XX веке, когда были выпущены «Глубокой ночью» (1945), «Чёрная суббота, или Три лица страха» (1963), но лучше всего чувствовал себя в 70-е и 80-е: «Дом, где стекает кровь» (1970), «Психбольница» (1972) и культовый сериал «Байки из склепа» (1989-1996). Из более современных вспоминаются отвратительная трилогия «Азбука смерти» и вполне неплохая франшиза «З/Л/О». «Девятые врата: Пандемониум» тоже можно назвать фильмом-антологией, однако, проблемой картины, представленной на кинофестивале «ScreamFest», становится не только лживая промо-кампания, но и бессвязность трёх историй. Некоторые западные критики посчитали сегодняшний фильм сюрреалистичным хоррором, в сценарии которого говорится о загробной жизни в философской манере, но вряд ли этот посредственный проект способен заинтересовать аудиторию, несмотря на потрясающие визуальные эффекты и оригинальную идею.
Двое мужчин, Натан и Даниэль, приходят в себя после автокатастрофы и понимают, что мертвы. Из-за из прошлых поступков они попадают в ад. На этом этапе «Девятые врата: Пандемониум» как раз и становится антологией, а в сюжет входят ещё две линии об измученных душах, находящихся в аду. Первая повествует о маленькой девочке Джейн, убившей своих родителей, вторая – о женщине по имени Джулия, чья дочь Хлоя покончила с собой из-за травли в школе. Фильм поднимает непростые темы, как рай и ад, но при этом сценарий не углубляется в религию.
Первая треть фильма посвящена двум мужчинам, оказавшимся в загробном мире, и этот сегмент напоминает «Историю призрака» – изначально Натану и Даниэлю кажется, что они обречены вечно оставаться в этом месте. Но сценарий, подведя к закономерному итогу эту часть, забывает про самый успешный сегмент, сосредотачиваясь на двух других.
Следующая история резко сменяет тональность и жанр, превращаясь из жуткого хоррора в странный готический триллер о маленькой девочке и монстре. Непонятно, как зрителю толковать происходящее – то ли персонажи тоже погибли, и эту историю видит Натан, то ли всё действие демонстрируется глазами безумной Джейн, так как некоторые аспекты данного сегмента (странная тень и сам монстр) никак не объяснены. Также в этой истории присутствует элемент «найденной плёнки», но эти сцены скорее сбивают с толку, чем вносят какую-то ясность в происходящее.
Третья, финальная часть напоминает уже драму, поэтому тематикой, объединяющие все части, становится смерть. В противовес можно отметить, что три истории слабо связаны между собой, что и стало причиной низких оценок на Западе. Есть подозрение, что эти три сегмента были написаны в разное время, и с самого начала были разделены, поэтому многие аспекты в сценарии выглядят необоснованно, а финал, хоть и заканчивает историю, оставляет некоторые вопросы без ответа.
Если актёрская игра способна впечатлить, то некоторые элементы сценария в плане персонажей разочаровывают. Фильм нарушает одно из главных правил кинематографа – «показывай, а не рассказывай». Тем не менее, подробности из жизни Натана и Даниэля зрители узнают лишь через их рассказы. Юная Манон Мендивид впечатляет в роли Нины, способной жестоко расправиться со своими родителями, и она затмевает большинство остальных актёров. Монстр Тони! Неплоха и Офелия Колб, сыгравшая обезумевшую от горя мать.
Визуально фильм очень хорош. Здешний загробный мир отдалённо напоминает Сайлент Хилл, а грим и декорации заслуживают отдельного упоминания. Также «Девятые врата: Пандемониум» отдалённо напоминает работы «мрачного сказочника» Тима Бёртона. Но местами фильм даже умудряется проигрывать старому итальянскому хоррору «Седьмые врата ада». Всё это делает «Пандемониум» крайне противоречивым проектом. На одной чаше весов – отличная актёрская игра, нестандартная идея и потрясающий визуал. На другой – сюрреализм, портящий впечатление, и недосказанность, из-за которой три сегмента смотрятся обособленно. Вторая полнометражная работа Кваркса оказывается быстро забывающимся мрачным триллером, который, тем не менее, можно посмотреть и не хочется слишком сильно критиковать.
Денис Востродымов
В кинотеатрах с 12 июня