МАКСИН XXX (MAXXXINE)
2024, США-Великобритания-Новая Зеландия, 103 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Тай Уэст
В ролях: Миа Гот, Элизабет Дебики, Мозес Самни, Мишель Монахэн, Бобби Каннавале, Холзи, Лили Коллинз, Джанкарло Эспозито, Кевин Бейкон
И в третий раз всё начинается с распахнутой двери, обманчивого кадра, квадратура которого стремительно отступает под натиском привычного широкого формата. Но сегодня сквозь дверь ворвётся сама Максин Минкс, грёбаной суперзвездой, настоящей порнокометой примчавшейся на кастинг всей своей жизни. Прослушивание на роль в «Пуританке 2» непременно должно изменить всё и пройдёт на ура, хоть и закончится ожидаемой просьбой показать сиськи. Правда, путь к лучшему будущему не окажется простым – кровавое прошлое начнёт бередит старые раны, а знакомые Максин – умирать один за другим.
Если «X» выглядел большим оммажем на классические слэшеры (немного «ретро», но с вкраплением «пост», слегка «слоу», но отнюдь не «бёрнер»), а «Пэрл» ударялась в изобретательное диснеевское безумие на крови, то «Максин XXX» кажется своеобразным признанием в любви жанровому кино и попыткой отвесить хлёсткую пощёчину тем, кто сомневается в интеллектуальной ценности «B-movie». И если с любовью Тай Уэст вполне преуспевает, то с пощёчиной возникают проблемы. В пылу увлечения стилизацией, эксплуатацией и сексуализацией теряется целостность высказывания, история размывается метаболтовнёй для чайников. И пусть заключительная часть поистине грандиозного актёрского вояжа Мии Гот снята увлекательнее предыдущих, драматургически она им проигрывает.
Уэст пробует мудрить и хитрить, добавляя почти что «фильм в фильме» – сиквел вымышленной «Пуританки», кастинг в который проходит главная героиня, служит поводом для пресловутых метакомментариев самого Уэста. Второсортное кино с замашками высокорангового искусства, ироничное по отношению к своему зрителю, либо пытающемуся раскопать глубинные смыслы, либо презрительно воротящему нос от такого интеллектуального дурновкусия. Пошлость на грани с шедевральностью, где соседствуют по-королевски снятый проход Максин от задворок одной киностудии (голливудской) до задворок другой (порно) и жестокий всплеск насилия в тёмном проулке, заканчивающийся минетом пистолетному стволу и месивом из мужских гениталий. Скрип кожаных перчаток убийцы не отличить от скрипа кожаного нижнего белья, точно так же как телевизионных (псевдо)проповедников легко спутать с настоящими шоуменами – Голливуд в «Максин XXX» словно главный торговец грехом и надеждами.
Всё действие состоит из сплошных отвлекающих моментов – этакая странная, но увлекательная игра со зрителем, прекрасно понимающим суть. Отсылки к предыдущим частям (прослушивание, порно и, допустим, крокодилы), сквозные сюжетные элементы (скажем, любовь и ненависть к Теде Баре) или просто неслучайные детали (чёрт возьми, Лили Коллинз и кровавое яблоко?) ненавязчиво привлекают внимание и создают правдоподобный фасад, маскирующий пустоту и простоту истории. Здесь не так важно, кто скрывается за маской главного злодея – гораздо интереснее, станет ли Максин известной или печально известной. Обстоятельства давятся настоящим прессом, пока архетипы на втором плане перебрасываются клишированными фразами. Элизабет Дебики, Мишель Монахэн, Джанкарло Эспозито, Бобби Каннавале и (что называется, для особых ценителей) Ларри Фессенден – Тай Уэст, как и положено в заключительных частях громких франшиз, набирает актёрский состав с размахом, и с такой же смелостью задвигает всех на задний план, раздавая шаблонные инструкции на пути к кичливой и крикливой развязке. Экспрессия на грани эпатажа, в определённой мере бессмысленная, но чертовски стильная и из раза в раз удивляющая – будь то декорациями из «Психо» или нарочито театральным убийством в духе классического джалло.
Впрочем, всё вновь сводится к одному – Миа Гот крадёт у Тая Уэста фильм, а вместе с ним и трилогию целиком. Её Максин / Пэрл – та самая роль всей жизни, впечатляющий и пугающий актёрский бенефис. Многоликое чудовище – невинная жертва, хичкоковская блондинка, порно-звезда на излёте, карьеристка, наркоманка, трудоголик, убийца и психопатка. Final girl, отчаянно стремящаяся залезть в нутро голливудскому зверю и выпотрошить его изнутри. Пусть и не новая королева крика, но уже королева жанра, пороховая бочка, готовая взорваться в любой момент, и истинный Дьявол с голливудских холмов в женском обличье. Всё, что не убивает, делает сильнее – и актриса вновь через боль обращается прямо в объектив кинокамеры. Через боль всех, кто попытался встать у неё на пути.
Максин? Пэрл? Миа? Про кого это – уже и не разберёшь.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 11 июля