Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Потрошитель. Наследие
Автор: Андрей ВолковДата: 27.07.2024 12:01
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ (BLOODLINE KILLER)
2024, США, 103 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссёр: Анте Новакович
В ролях: Шоуни Смит, Тэрин Мэннинг, Дрю Морлейн, Тайриз Гибсон, Брюс Дерн, Джеймс Гаудиозо


За исключением традиционного слэшера «Фестиваль страха», в творчестве Анте Новаковича нет хорроров. Его гораздо больше привлекает экшн, и именно криминальные триллеры доминируют в фильмографии. В новой ленте «Кровный убийца» (в нашем прокате – «Потрошитель. Наследие»), снятой по сценарию продюсеров братьев Гаудиозо, Новакович попытался переосмыслить традиции слэшера, снять своего рода постслэшер, где привычные сюжетные элементы видоизменены настолько, что среднестатистический поклонник маньячного хоррора едва ли получит удовольствие от просмотра.

Удивляться тут нечему. Братья Гаудиозо, постановщики известных в узких кругах драм «Призрак и кит» и «Герцог», тоже не захотели играть по правилам страшного жанра. Их лента «Потрошитель. Наследие» имеет вполне традиционный зачин, интригующий жаждущего кровавой резни зрителя (учитывая русскоязычное название). Однако довольно скоро фигура маньяка в маске (её вид, вполне в духе постмодернизма, отсылает к франшизе «Похороненная») отходит на второй план, а повествование выруливает на рельсы семейной драмы. Взяв за основу канонический слэшер «Хэллоуин», создатели «Потрошителя» смещают фокус восприятия с противостояния маньяка и его жертвы в сторону исследования психологических проблем семьи, столкнувшейся с опасным безумцем.

Фигура маньяка намеренно лишается инфернального ореола, а его преступления показаны буднично, так что многие убийства остаются за кадром или же сняты в русле криминальной хроники. Зато подробно авторы представляют зрителю страдания семьи Койлов. Мать семейства Мойра в юности натерпелась от своего эмоционально неуравновешенного кузена Ли Маррина, который уже тогда проявлял садистские наклонности. Стремясь отомстить своей родне (мотивы маньяка пунктирно обрисованы во вспыхивающих, словно кошмар наяву, флэшбековых сценах), Ли Маррин возвращается в родной город и убивает мужа Мойры, после чего сам нарывается на её пулю.

Если в слэшерах режиссёры часто заставляют зрителя гадать – погиб ли маньяк – и выстраивают интригу на основе неясной судьбы злодея, то Анте Новакович идёт противоположным путём. После относительно кровавого пролога в его ленте постоянно присутствуют две сюжетные линии – сестры Ли, укрывающей раненого брата в своём доме, и детей Мойры, один из которых винит другого в смерти отца. Ведь он был рядом, когда в их дом ворвался Ли Маррин, и не сумел спасти родителя.

Постепенно в ленте Новаковича вырисовывается и третья сюжетная линия – противостояние Мойры и полиции, которую она обвиняет в бездействии. У Мойры явный посттравматический стресс и мания преследования, но зритель наперёд знает, что её подозрения оправданны, ведь маньяк действительно жив.

Нарративная реверсия затронула и привычное по многочисленным маньячным триллерам полицейское расследование. Оно намеренно рутинизировано режиссёром, настолько, чтобы потерять приятный ореол детектива и приблизиться к документальному кино о полицейских буднях. Стражи порядка не то что не верят Мойре, но скорее задавлены бюрократией, так что им некогда проверять показания эмоционально нестабильной горожанки. Зачем искать маньяка, который уже год не даёт о себе знать, когда на повестке есть более актуальные дела! Симпатизирующий Мойре детектив Сайферс (в его роли харизматичный герой экшна Тайрез Гибсон) больше обеспокоен её психологическим состоянием, примеряя на себя роль сочувствующего лучшего друга. Он уверен, что маньяк погиб, а она боится ей же созданного фантома.

Ещё один традиционный персонаж маньячных фильмов, психиатр, в некоторых лентах даже выбивающийся на главные позиции (пример тому франшиза «Хэллоуин») у Анте Новаковича тоже не может помочь Мойре справиться с психологическими трудностями, хоть при помощи гипноза частично восстанавливает подсознательно мучающие её события ранней юности. Постановщик как бы говорит, что только сама Мойра может справиться с посттравматическим стрессом, если взглянет своим страхам в лицо.

Режиссёр на ведущие роли позвал сразу двух хоррор-актрис, Шоуни Смит (Мойра) и Тэрин Мэннинг (сестра маньяка Сэм Маррин), однако, заставил их не столько сражаться с очередным злодеем, сколько раскрывать непростые образы своих героинь. Если Мойра боится Ли Маррина и мечтает навсегда избавиться от главного триггера в своей жизни, то Сэм испытывает к брату сочувствие. Именно из её разговоров с братом зритель узнает, что Мойра не так уж и невинна, и у злодея есть причина люто ненавидеть её. Режиссёру даже удаётся показать борьбу в душе Ли Маррина, несмотря на то, что этот персонаж, словно Майкл Майерс или Джейсон Вурхис, не произнесёт ни единого слова за весь фильм. В определённый момент кажется, что он готов внять разумным доводам своей сестры и прекратить месть, дабы сохранить то немногое человеческое, что в нём осталось. Так рушится последний остов слэшера. Страдающий маньяк в маске уже не внушает ужас зрителю. Теперь он драматический герой, и интрига состоит лишь в том, какой окончательный выбор Ли Маррин сделает.

Как уже говорилось, лента Анте Новаковича едва ли понравится тому хоррорману, который будет ждать развития событий в духе слэшера. Порой она может показаться нелогичной, учитывая тот факт, что маньяк совершенно не стесняется убивать среди бела дня, да ещё при свидетелях. Но Ли Маррину безразлична анонимность. Им движет лишь желание мести семье своей кузины. Безумие вызывает в нём внезапные выплески ярости, а режиссёр полностью отказывается от любых попыток сделать сцены насилия страшными. Ли Маррин пусть и ходит в маске скелета, но предстаёт не инфернальным злодеем, а обычным психопатом, словно материализовавшимся из криминальной хроники. Да и положительные персонажи на поверку оказываются не без греха.

Целью постановщика было дезориентировать зрителя, который во время просмотра окажется в антураже привычных жанровых элементов, но постепенно все они рассыплются, как карточный домик. Сложно сказать, наступит ли период постслэшеров в американском кино, как следствие кризиса жанра (чем и объясняются многочисленные ремейки и перезапуски классики), однако, у Анте Новаковича вышел любопытный ранний образец. Его ленту почти сразу хочется пересмотреть, уже без всяких жанровых ожиданий, дабы лучше оценить её деконструкторский дух и редкое сочетание слэшера, драмы и элементов стиля «южной готики», проявляющиеся в увлечении режиссёра описанием быта провинцинциалов и исследовании их страдающих душ. Не зря один из братьев-сценаристов, Энтони Гаудиозо, принимал участие в съёмках «Шёпотов мёртвого дома» – ещё одной нестандартной ленты о мрачных тайнах провинциальной семьи.


Андрей Волков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 226 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio