ОТПУСК НЕ ПО-ДЕТСКИ (MAISON DE RETRAITE 2)
2023, Франция, 96 мин.
Жанр: авантюрная комедия
Режиссёр: Клод Зиди-младший
В ролях: Кев Адамс, Жан Рено, Даниэль Прево, Луна Эспиноза, Лилиан Ровер, Фирмин Ришар, Мишель Йонас
Сыну классика французской комедии Клоду Зиди-младшему, наверно, сложно было удержаться от искуса продолжить дело отца. Он и не стал сопротивляться. Все три предыдущие ленты режиссёра являются комедиями, вот и в «Отпуске не по-детски» постановщик не изменил себе. Тут стоит особо отметить, что Клод Зиди-младший впервые продолжил чужой сюжет. Первая часть называлась «Дом престарелых», а вот сиквелу дистрибьюторы решили дать более завлекательное, по их мнению, название «Отпуск не по-детски», дабы, возможно, создать аналогию с сериалом ТНТ «Отпуск» (2021 – 2022). Дескать, поклонники этого южного ситкома наверняка оценят и работу французского режиссёра. Но фильм Клода Зиди-младшего всё-таки сложнее традиционного сюжета о приключениях праздного народа в сезон отпусков.
Главный герой Милан, прежде презиравший стариков, в процессе принудительной работы в доме престарелых открыл для себя, если можно так выразиться, обаяние старости. Как это ни банально звучит, но пожилые тоже люди. Они ссорятся, мирятся, влюбляются и порой капризничают, как дети. Идея Милана создать единое учреждение для детей-сирот и пожилых людей была сколь новаторской, столь и разумной. Бабушки и дедушки от юных постояльцев подзаряжаются молодостью и, как следствие, меньше хандрят.
Не довольствуясь только живописанием непростых взаимоотношений внутри коллектива молодых и пожилых, что само по себе может быть вполне забавным, постановщик придумал для героев новое испытание – их утопический приют стремятся закрыть бездушные чиновники, которых подговорили влиятельные конкуренты.
Надо сказать, в первой части, режиссёром которой выступил опытный комедиограф Том Жилу (он по возрасту почти соответствует типичным обитателям домов престарелых), был задан вектор социальной критики. Даже во вполне благополучной Франции пенсионеры – уязвимая социальная группа, ведь старости свойственна излишняя доверчивость. Поэтому зрители первой части заранее знают, что в государственных домах престарелых далеко не всё идеально. Пожилые люди, находясь в полной власти чиновников, могут стать жертвами обмана не каких-то посторонних мошенников, но непосредственно тех людей, которым они доверили свою судьбу.
В сиквеле стариков и детей чиновники хотят не только разлучить, направив в разные приюты, но вообще закрыть новаторское учреждение Милана, куда жаждут попасть пенсионеры со всей Франции (в экспозиции режиссёр наглядно демонстрирует нам это). Ведь добрые дела не совершаются только потому, что это прописано в твоих должностных обязанностях. Для Милана и его сотрудников работа в доме престарелых сродни волонтёрской деятельности. Им самим интересно общаться со своими подопечными, со многими они дружат, поэтому хотят сделать их жизнь как можно более комфортной. Для связанных с государством бизнесменов дома престарелых, напротив, лишняя причина «присосаться» к бюджету, получить государственные инвестиции.
На примере конкурирующего дома престарелых Монтрасье режиссёр показывает, что такие бизнесмены заботятся лишь о фасаде, внешнем лоске своих учреждений, так как он важен для получения финансирования. Обитатели такого дома престарелых должны доставлять персоналу как можно меньше хлопот, ведь в обществе укоренились ошибочные представления о беспомощной старости. Не дай бог старик что-нибудь себе сломает, и это приведёт к лишним проверкам! Лучше, чтобы он больше времени проводил в кровати или перед телевизором. Но, парадоксально, лишая пожилых людей досуга из-за страха, что с ними может что-то случиться, руководители традиционных домов престарелых поневоле отдают своих подопечных в плен деменции и других старческих болезней. Ведь стареющему человеку важно оставаться физически активным, чувствовать себя нужным людям.
Придумав сюжет о конкуренции бюрократического и гуманистического подходов к концепции дома престарелых, авторы ленты (среди них был режиссёр первой части Том Жилу, в сиквеле ограничившийся сценарными функциями) высветили сразу несколько актуальных задач, стоящих перед человечеством. Это и активное долголетие, и повышение качества жизни, но также попытка преодолеть стереотип, что люди разных поколений не могут понимать друг друга. Клод Зиди-младший придумал множество забавных героев, которые не желают стареть. 88-летний Альфред (в его роли 83-летний ветеран французского кино Даниэль Прево) активно знакомится в соцсети с женщинами, а бывший гримёр Барби (Аманда Лир) усиленно молодится и даже свою дочь представляет как сестру.
Конечно, сюжет комедии Клода Зиди-младшего не вызывал бы столько эмоций – от смеха до умиления – если бы постановщик не потрудился пригласить множество талантливых, преимущественно возрастных актёров. Помимо маститых лицедеев Даниэля Прево и Аманды Лир, тут заняты 76-летний Мишель Йонас в роли восторженного театрального актёра Альберта, 90-летняя Лилиан Ровер, исполнившая эксцентричного ветерана Второй Мировой войны Сильветт Леру, а также молодое поколение, среди которого особенно выделяются Кев Адамс, блестяще играющий Милана, и Джерри, представший в образе его манерного помощника Албана.
Отдельно стоит сказать о главной звезде фильма, 75-летнем Жане Рено. Актёр воплотил бывшего архитектора Лоренцо, который, после гибели сына, замкнулся в себе и стал выдумывать биографию секретного агента. Этот образ вышел во многом самопародийным – Рено за свою долгую карьеру исполнил немало всевозможных бывших и действующих силовиков. Клод Зиди-младший не удержался от отсылки и к самой известной роли Жана Рено у Люка Бессона. Его Лоренцо любит молоко, как и наёмный убийца Леон. Так же Лоренцо, поначалу казавшийся жёстким и даже бездушным, ближе к финалу предстаёт мудрым наставником молодого Милана, вдохновляя его на борьбу с более сильным противником.
Как и многие картины знаменитого отца режиссёра, «Отпуск не по-детски» дарит не только хорошее настроение благодаря множеству правильно работающих шуток, но также оставляет, если можно так выразиться, гуманистическое послевкусие. Ненавязчиво постановщик доносит до зрителя важный месседж, что старость вовсе не печальный конец жизни, а всего лишь её этап. И что люди любых возрастных групп могут найти общий язык. Для этого необходимо, чтобы пожилые избавились от вредной привычки поучать «неразумную» молодёжь, а те, в свою очередь, не воспринимали стариков как общественный балласт и не донимали их чрезмерной опекой. Тема искренней дружбы разных поколений, проходящая сквозной нитью через всю ленту, превращает фильм Клода Зиди-младшего в не просто хорошую комедию на вечер, но своевременное высказывание в поддержку толерантного отношения к ближним. Ведь сейчас нуждаются в защите не ЛГБТ, а традиционные ценности.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 1 августа, кинопрокатная компания Russian World Vision.