БОРДЕРЛЕНДС (BORDERLANDS)
2024, США-Венгрия, 90 мин.
Жанр: фантастика, трэш, боевик
Режиссёр: Элай Рот
В ролях: Кейт Бланшетт, Кевин Харт, Эдгар Рамирес, Джейми Ли Кёртис, Ариана Гринблатт, Джек Блэк
Не может не подивить унылая серьёзность наших и заграничных критиков, которые занудно перечисляли действительные и мнимые недостатки нового фильма Элая Рота «Бордерлендс». По правде сказать, он не такой уж и новый. Основные съёмки прошли ещё в 2021 году, но выпускающая студия «Lions Gate Films», стремясь получить рейтинг PG-13, поручила режиссёру вырезать из картины большую часть сцен насилия.
Так как Элай Рот принялся за «День благодарения», пересъёмками руководил исполнительный продюсер Тим Миллер (он же автор ироничного «Дэдпула»). Лента пробыла в производственном аду три года и неудачно вышла в летнее время, когда зрители и критики ждут блокбастеры, а не лютый трэш. Напрасно авторы фильма не дистанцировались от серии игр «Borderlands», ведь их экранизация и правда снята с нарушением многих канонов жанра и может восприниматься геймерами как издевательство над их любимой игрой. Стилистически «Бордерлендс» сделан в духе высокобюджетного трэша, как, например, «Планета страха» и дилогия «Мачете» Роберта Родригеса. Однако такие специфические зрелища явно не для всех, что и отразилось на кислых кассовых сборах.
Лента восходит к работам Эда Вуда, Джона Уотерса и Ллойда Кауфмана, а потому гротескные герои, алогичное повествование и неприличный юмор не промахи, а всего лишь следование стилистике «плохого вкуса». Нетипичные для большого экрана эпизоды, вроде поездки через озеро из отходов жизнедеятельности огромных подземных червей (нет ли тут пародии на «Дюну»?) и сцены с неумолкающим роботом, который избавляется от выпущенных в него пуль через заднее отверстие, ничуть не противоречат общему идиотичному фону. Тут ведь и местными бандитами являются некие Психи – то ли пародия на персонажей четвёртой части «Безумного Макса», то ли отсылка к асоциальным каннибалам из «Поворота не туда».
Одноглазый робот Железяка (озвучивает Джек Блэк), нелепо передвигающийся на одном колесе и источающий массу шуток, является своеобразным маркером. Если зрителя позабавит этот милый персонаж, который так любит Лилит (Кейт Бланшетт), что танцует при свечах в пещере, думая, что она умерла, то значит это ваше кино. Робот появляется почти в самом начале и раздражает не больше, чем шустрая девочка-бомбометательница с нелепыми заячьими ушами и розовым пластырем на носу. Да и характер Лилит, прямо скажем, не из приятных, так что один из рядовых злодеев имел все основания назвать её «вредной старушенцией» (за что, правда, тут же был наказан).
Лилит – алчная охотница за головами, которая до сих пор по-детски обижена на свою давно умершую мать, что пародийно принижает её образ бесстрашного наёмника. Возможно, поэтому Лилит всё время одна. А вот самый рациональный персонаж – глава техно-корпорации Дукелиан Атлас (Эдгар Рамирес), но, вот беда, он также и основной злодей. Добавьте к этому китчевый антураж ленты. Герои разодеты в самые причудливые наряды (как будто перед нами дальние родственники Руби Рода из «Пятого элемента»), а преобладающим цветом в кадре является жёлтый и его оттенки (пустыня, озеро мочи, робот, машины, куртка Лилит).
Нестандартным решением было позвать на главную роль драматическую актрису Кейт Бланшетт, обладательницу аристократической внешности и «эльфийского» обаяния. У Элая Рота ей пришлось играть совершенно нетипичного для себя персонажа. Усилиями режиссёра главная героиня Лилит наделена взаимоисключающими чертами характера. Она одновременно мелочная придира, нелюдимая, циничная и сентиментальная, готовая по-матерински защищать вредную Крошку Тину, неоднократно покушавшуюся на её жизнь. Более противоречивого героя сложно придумать.
Если саму ленту рецензенты громили без жалости, то Кейт Бланшетт справедливо удостоилась многочисленных похвал. В свои 55 она так же женственна, как и в молодые годы. Элай Рот не мог не воспользоваться этим обстоятельством, так что сцен с Кейт Бланшетт в фильме более чем достаточно. Режиссёр без стеснения демонстрирует её в разных позах и ракурсах, и спереди, и сзади, так что поклонники Бланшетт останутся в полном восторге. Их кумир прекрасен и душой, и телом.
Зрелая сексуальная Бланшетт в роли супергероини Лилит продолжила политкорректный тренд Голливуда приглашать на главные роли в развлекательное кино актрис 50+. И это не может не радовать. Ведь хорошая физическая форма бывает не только у актёров-мужчин, продолжающих лет до восьмидесяти спасать мир. Зрители принимают как должное и 50-летних актрис в современных ромкомах, триллерах и фантастике.
Вот и Кейт Бланшетт в «Бордерлендс» – лучшая реклама активного долголетия. Разве что её поцелуя с каким-нибудь мужчиной не хватило для полного киноманского счастья. Ну, хоть бы робота поцеловала бы в благодарность за его неоценимую помощь. Глядишь, вошла бы эта сцена в анналы трэша. И российские законы бы не пострадали (лента Элая Рота неожиданно официально вышла в РФ), ведь целовать военную технику весьма патриотично.
Конечно, «Бордерлендс» уступает трэш-работам Роберта Родригеса, однако, не заслуживает столько хейта в свой адрес. Режиссёру не удаётся поддерживать необходимый градус неприличного абсурда на протяжении полутора часов и порой он встаёт на проторенные рельсы супергеройского кино, заменяя иронию пафосом. Однако там, где проседает режиссура, спасают положение Кейт Бланшетт (ну какая она кавайная! – сказали бы японцы) и способный рассмешить даже мёртвого (согласно выражению Джона Уотерса) жёлтый одноглазый робот, фонтанирующий одной нелепой фразой за другой. Учитывая низкие кассовые сборы, продолжение, если и будет, то очень нескоро. Да и Кейт Бланшетт, соблазнившись очередной драмой, может потерять интерес к экшену, хотя обтягивающий костюмчик и большая пушка ей очень идут.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 8 августа