МАМЕ СНОВА 17
2024, Россия, 108 мин.
Жанр: комедия, фантастика
Режиссёр: Анна Курбатова
В ролях: Светлана Ходченкова, Константин Крюков, Сергей Жарков, Олег Савостюк, Антон Шаврин
Жизнь Оли похожа на сказку. Ей семнадцать, у неё классные шмотки, модный маникюр и всё впереди. А ещё она стоит у странного дома чуть ли не на опушке леса, по двору бродит старуха, похожая на помесь бабы Яги и профессора Трелони, а вокруг летает страшный ворон. Олина мама привела дочку к местной ведьме, чтобы та поставила точный диагноз: почему девушка бледна, худа и её тошнит по утрам. Ведьма оказалась не промах, беременность определила с первого взгляда, и от аборта отговаривать не стала. Только предложила сначала показать посетительнице кое-что интересное, надо только свечку задуть. Так и очутилась Оля в своём прекрасном будущем. Девятнадцать лет спустя у неё уже нет заботливой мамы, зато имеется взрослый сын и должность директора школы, в которой отпрыск и учится. Проблема только в том, что опыт, кругозор и интеллект остались на прежнем уровне, так что теперь героине предстоит жить взрослую жизнь и вписываться в новую реальность с багажом старшеклассницы-недоучки.
Всё чаще возникает ощущение, что современный российский кинематограф взял на себя функцию общеобразовательного учебного заведения, и фильмы снимаются не для развлечения зрителя или авторского самовыражения, а скорее для воспитания незрелых (в любом возрасте) умов. В 2023 году вышла комедия «Страсти по Матвею», которая начиналась как романтическая история свободной художницы и кандидата в священники, а заканчивалась внезапной драмой с очевидным посылом как можно скорее улучшать демографическую ситуацию, наплевав на последствия. В «Маме снова 17» тоже можно углядеть сходный месседж, но сделано это на порядок тоньше и обаятельнее, без назиданий на популяризируемую тему.
Залогом успеха становятся нестыдные диалоги и достойный каст в декорациях микса школьной драмы и трагикомедии о потерянном времени. Пусть семейные ценности и проходят красной линией по всему фильму, но жестокая фраза «Лучше бы тебя не было!», сказанная в адрес собственного ребёнка, скорее актуализирует проблему отцов и детей, чем абортов в юном возрасте. Фильм идеально попадает в целевую аудиторию 35+, тех, кто вроде бы честно расставил галочки напротив всех активно одобряемых обществом пунктов – квартира, машина, ребёнок, карьера – но при этом совершенно не в состоянии вспомнить, чем была наполнена их жизнь, помимо вечного достигаторства и попытки вписаться в неизвестно кем поставленные рамки. «Украденные» девятнадцать лет становятся понятной, но меткой метафорой существования по привычке, страха встречи со своими истинными желаниями и зависимости от непредвиденных, и на самом деле совершенно неважных обстоятельств.
Под типичным сюжетом о попаданце прячется такой знакомый и так часто замалчиваемый синдром отложенной жизни, и неслучайно кульминация происходит в тот момент, когда героиня наконец понимает, что переписать свои лучшие годы начисто, избежав всех возможных ошибок, невозможно, да и, пожалуй, не нужно. Внутри каждого из нас по-прежнему прячется испуганный, самоуверенный, дерзкий, стеснительный подросток, но вырасти без принятия себя в самом неприятном и неуютном возрасте не получится. Именно это потом поможет найти общий язык со стремительно взрослеющими собственными детьми, и именно это сейчас, в моменте, позволит понять, что главное, как ни банально, не позволять себе застревать ни в прошлом несбывшихся надежд, ни в будущем невыполненных планов. Довольно неожиданная идея для современного массового российского кино.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 19 сентября