ВАМПИРША-ГУМАНИСТКА ИЩЕТ ОТЧАЯННОГО ДОБРОВОЛЬЦА
(VAMPIRE HUMANISTE CHERCHE SUICIDAIRE CONSENTANT)
2024, Канада, 90 мин.
Жанр: комедия, ужасы, мелодрама
Режиссёр: Ариан Луи-Сейз
В ролях: Сара Монтпети, Феликс-Антуан Бенар, Стив Лапланте, Софи Кадьо, Ноэми О’Фаррелл
«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» – название, больше подходящее современному аниме-сериалу. Но на самом деле это полнометражный режиссёрский дебют квебекской постановщицы Ариан Луи-Сейз, отмеченный парой третьестепенных наград Венецианского кинофестиваля и, одновременно, самое очаровательное вампирское кино последних лет. В основе истории – парафраз обычной истории взросления и принятия себя, в которой герои проходят через испытания, чтобы научиться жить – каждый по-своему, но обязательно вместе. Кровь, клыки и подростковая романтика – всего понемногу, в окружении понятных метафор и лёгкого чёрного юмора.
68-летняя Саша – ещё подросток по вампирским меркам. Её будущее туманно, ведь девушка страдает от необычного психологического расстройства. В отличие от других членов семьи, боль и страдание людей пробуждают в ней не жуткий голод, а обыкновенное сочувствие. Виной всему не то врождённый гуманизм, не то детская травма (родственники на глазах крохи-вампирши устроили фуршет из приглашённого на праздник клоуна), однако, в будущем Саша рискует банально умереть с голоду. Но всё начинает меняться, когда героиня становится свидетельницей неудачной попытки суицида, внезапно пробуждающей хищные чувства и заставляющей прорезаться клыки.
В своей жанровой принадлежности фильм Луи-Сейз стоит особняком – подобно «Выживут только любовники» или «Девушка возвращается одна ночью домой». Это совершенно обособленное произведение, пусть и переносящее зрителя на частично знакомую территорию вампирской сентиментальности. Главное преимущество «Вампирши-гуманистки» – в какой-то внутренней магической мягкости и честности со зрителем. Кинолента, подобно своей героине, крайне неохотно показывает клыки, маскируя подстрочную, пусть и крайне пунктирную, жестокость типичными мелодраматическими тропами, но, когда наступает нужный момент – делает это без сожаления. Здесь не будет откровенного насилия, однако ночная терапия с решением личных психологических проблем не проходит для героев бесследно. Конечно, кино Луи-Сейз не настроено на серьёзный лад, но совершить убийство не постесняется – в конце концов, нет ничего романтичнее, чем вонзить зубы в шею первой любви.
Пацифистка, жаждущая крови и потерянный старшеклассник, мечтающий умереть – потенциально каверзные этические дилеммы откуда-то из плоскости дихотомии добра и зла, однако Луи-Сейз решает их до невозможного простыми способами. В её фильме не будет сложных выводов, он выглядит скорее сеансом лёгкой терапии для всех уставших от въедливого (психо)анализа. Всё решают отличные мизансцены (совместное прослушивание «Emotions» Бренды Ли играет в самое сердечко) и химия между Сарой Монтпети и Феликсом-Антуаном Бенаром. Первая – не то молодая Кристен Риттер, не то Вайнона Райдер эпохи раннего Бёртона, невероятно тонкая и изящная в своём исполнении. Второй – вечно нервный и напряжённый, будто проглотивший струну и отлично резонирующий со своей напарницей. Вместе – одна из милейших экранных пар, на которую стоит посмотреть, чтобы поверить: всегда можно найти того, ради кого захочется жить даже после смерти.
Кирилл Банницин