«Талантливый мистер Рипли» получил новое – и весьма стильное – воплощение. Не все зрители приняли вызывающую чёрно-белую гамму, но если вы не монохромофоб, то рискуете влюбиться в этот сериал.
РИПЛИ (RIPLEY)
2024, США, 56 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Количество серий: 10
Режиссёр: Стивен Зеллиан
В ролях: Эндрю Скотт, Дакота Фаннинг, Джонни Флинн, Маурицио Ломбарди, Элиот Самнер, Маргерита Буй, Витторио Вивиани, Франческа Романа Бергамо
Многие иронизируют, что каждый крупный фильм или сериал в 2020-х представляет собой ремейк, перезагрузку или новую интерпретацию знакомого материала. Из года в год волна «переосмыслений» всё сильнее захватывает экраны. В какой-то момент стоит даже задаться вопросом: а все ли произведения заслуживают/нуждаются в новой адаптации? Как выяснилось в данном случае, да, причём, как бы скептически изначально ни относились поклонники «Талантливого мистера Рипли» (романа, разумеется) к версии от Netflix, их страхи следует развеять. «Рипли» представляет собой прямую экранизацию (пускай временами и весьма вольно обходится с сюжетными линиями знаменитого фильма с Мэттом Дэймоном, а уж тем более ранней вариации с Аленом Делоном), зато позволяет действительно по-новому взглянуть на историю, на центрального персонажа и, конечно, на его психические расстройства – Рипли Эндрю Скотта старше и мудрее; злее, но более вменяем. Гений и злодейство – вещи всё-таки совместные?
Том Рипли – мошенник средних лет и средней руки, прозябающий в Нью-Йорке. На него выходит богатый владелец судоходной компании по имени Герберт Гринлиф, считающий Тома другом своего сына, и предлагает пройдохе работу. Суть такова: сын мистера Гринлифа по имени Ричард живёт в Италии в качестве зажравшегося мажора, что создаёт проблему для отца. Вместо того, чтобы учиться семейному бизнесу, Ричард катается на яхте, попивает вино и пробует себя в искусстве. Герберт просит Тома – разумеется, не бесплатно! – съездить в Италию и убедить сына вернуться в Нью-Йорк. Том, находящийся на мели, легко соглашается, отправляется в итальянскую глушь, где неумело втирается в доверие к Ричарду и его девушке Мардж, а затем решается на опасную аферу – убить своего нового друга и буквально украсть его личность.
«Рипли» силён не тем, какой сюжет разворачивается на экране, а то, каким образом он представлен. Сериал сделали чёрно-белым (здесь постановщик Стивен Зеллиан наверняка отсылает на «Список Шиндлера», автором сценария которого он был) и это прекрасно: операторская работа такова, что каждый кадр можно печатать и сразу вставлять в рамочку. Камера постоянно задерживается на ключевых деталях: от крови в ванной до старой пары обуви. Длительные статичные планы создают напряжение вокруг упущений, которые могут привести к разоблачению Рипли, а также показывают, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен убийца, действия посторонних людей зачастую непредсказуемы. Подобное позволяет убедительным образом воплотить на экране игру интеллектов, а правдоподобно прописанные персонажи с логичными поступками приводят к тому, что зрители не замечают сюжетные дыры (если здесь вообще есть таковые).
Сериал, как уже было сказано, становится воплощением термина «кинематографический» – визуальное повествование формирует особый гипнотический темп, безупречный стиль и даже особенное чувство юмора. Помогает этому игра Эндрю Скотта. Актёр по-иному, чем, скажем, Мэтт Дэймон, представляет Тома Рипли. Его Том становится более насыщенным – мы видим другую, более расчётливую сторону антигероя. Если в версии 1999-го Рипли был ещё незрелым молодым человеком, то здесь Рипли холоден, отстранён, ведёт себя легкомысленно (если того требует ситуация), и более жесток. Интересно, что Мардж в исполнении Дакоты Фаннинг также получила живое воплощение – по крайней мере по сравнению с Гвинет Пэлтроу из адаптации 1999-го.
«Рипли» является тем самым случаем, когда люди, незнакомые с оригинальным материалом (будь то книга или предшествующие фильмы), получат удовольствие от истории, а те зрители, которые в курсе происходящего, будут рады окунуться в новое, интригующее толкование и в то, каким образом сюжет представлен. Пускай здесь, на самом деле, не так уж и много сюрпризов даже для тех, кто смутно знаком с нарративом «Талантливого мистера Рипли»; разве что, по причине своей продолжительности, сериал охватывает куда больше, чем отдельный полнометражный фильм с тем же сюжетом. С другой стороны, если оставить в стороне детективную или триллерную составляющую, «Рипли» можно расценивать в качестве убедительного путевого очерка по достопримечательностям Рима, Палермо и Венеции. Легко податься соблазну стать бесчувственным психопатом, проживающим жизнь в роскоши: хитрые ходы, представленные в «Рипли», могут взбудоражить определённые кровожадные умы. Вот он – кандидат в злодеи (или всё-таки в герои?) 2024 года!
Егор Рябцев