ПТИЦА (BIRD)
2024, Германия, 119 мин.
Жанр: драма, комедия, притча
Режиссёр: Андреа Арнольд
В ролях: Никия Адамс, Франц Роговский, Барри Кеоган, Джейсон Буда
Двенадцатилетняя Бейли (Никия Адамс) не слишком жалует новую пассию своего эксцентричного папани со склонностью к танцам Бага (Барри Кеоган) и на фоне семейных неурядиц предпочитает проводить время вне дома, в окружении юных британских бандитов посреди бедных британских кварталов под пасмурным британским небом. В этом не самом оптимистичном сеттинге она и встречает странноватого, но с виду добродушного фрика Птицу (Франц Роговский), задорно прыгающего по полям и уверяющего, будто он будет рад их следующей встрече.
Кажется, мало кто привык видеть Кеогана в роли бати: первые минут десять фильма его воспринимаешь чисто как старшего брата или кореша главной героини, но в этом на самом деле есть определённый смысл.
Американцев за их субкультуру супергероев частенько обвиняют в любви к решению проблем нахаляву, в том, что они мечтают просто получить суперсилы и решить чудесным образом все проблемы, но европейское стремление найти для того же самого вообще другого человека и делегировать вопрос ему – очевидно ещё инфантильней. Да, в «Птице» понятен мотив протагонистки, она всё-таки ребёнок и ищет родителя, которого потеряла в матери, которого не смогла обрести в пока ещё недостаточно зрелом отце, но этот концепт «волшебного незнакомца» свойственен европейским лентам не только про детей. Хотя нужно отдать должное, и не всегда эти импостеры помогают решить проблему безвозмездно или как бы того хотели герои (тот же Кеоган в «Убийстве священного оленя»).
В общем, отца девочки тут воспринимаешь просто как её другана неспроста, он должен производить это инфантильное ненадёжное впечатление, чтобы появился смысл в новом мессии, в Птице, роль которого исполнил европейский Хоакин Феникс – Франц Роговский. Его Птица с определённого момента до возмутительного буквальный крылатый человек, ангел со степенью олигоричности, как у героев «Неба над Берлином» (фильма, как и Риговский, родом из ФРГ).
Поэтому зритель, наверное, должен быть готов к уровню одухотворённости истории: это не грязный реалистичный сюжет про британскую глубинку с её уличными гангстерами, циничными прокуренными соседями и клетчатой полицией, которой плевать. Это не драма трудного подростка и не глубокая история семейных распрей, это кинематографическая метафора мечты ребёнка о том, как всё станет хорошо, метафора довольно прямолинейная, выпестованная и во многом пафосная, созданная талантливой операторской командой, работающей с сегодня уже, пожалуй, старомодным трясущимся кадром (оператор, кстати, снимал новые фильма того же Лантимоса, включая ещё не вышедшую «Бугонию»), не менее талантливым композитором с его подбором здешних ключевых треков для незабываемой хореографии Кеогана, снятая хорошим постановщиком и написанная, кажется, не очень утончённым сценаристом (текст писала сама режиссёр Андреа Арнольд). Видно, что этот фильм пытается быть не по годам мудрым, как девчушка Бейли, но на самом деле ему не хватает понимания и зрелости, как Багу.
Антон Минасов