Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Ужасающий 3
Автор: Андрей ВолковДата: 22.12.2024 05:28
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

УЖАСАЮЩИЙ 3 (TERRIFIER 3)
2024, США, 120 мин.
Жанр: ужасы, слэшер, мистика
Режиссёр: Дэмиен Леоне
В ролях: Лорен ЛаВера, Дэвид Ховард Торнтон, Антонелла Роуз, Эллиотт Фаллэм, Саманта Скаффиди, Маргарет Энн Флоренс


После большого коммерческого успеха «Ужасающего 2» (при бюджете в 250 тысяч долларов лента собрала в мировом прокате целых 15 миллионов) появление триквела было делом времени. Как и ожидалось, в очередь к Дэмиену Леоне выстроилось несколько крупных студий, желавшие подзаработать на зародившейся хоррор-франшизе. Однако режиссёр не спешил ограничивать свободу творчества, в угоду коммерческим соображениям, поэтому основным продюсером вновь стал Фил Фальконе, преданный соратник Леоне со времён первой части.

Благодаря таким франшизам, как «Поворот не туда», «Пила» и «Хостел» уровень допустимого на большом экране насилия за последние лет двадцать значительно вырос. Однако гримасничающий клоун, с садистской радостью распиливающий беспомощную жертву ржавой ножовкой (вспомним «ударный» эпизод первой части) – явный повод студийным боссам опасаться многомиллионных исков от представителей консервативных общественных организаций.

Конечно, смысл франшизы не исчерпывается запредельным уровнем насилия, демонстрируемым крупным планом (раньше мы могли такое видеть разве что в андеграундных хоррорах Андреаса Шнааса и его подражателей). Дэмиену Леоне удалось придумать харизматичного злодея, способного стать для нового поколения поклонников хорроров тем, чем для зрителей 1980-х были Джейсон Вурхиз, Фредди Крюгер и кукла Чаки. Этого было бы достаточно, чтобы обратить пристальное внимание на произведение Леоне. Но франшиза в целом и триквел в частности вышли гораздо глубже, чем можно было предполагать исходя из обычного для слэшеров «убийственного» сюжета.

Этимология образа клоуна Арта восходит к изображениям на западноевропейских гравюрах разнообразной нечисти, всегда со злобными ухмылками обступающей праведников в их искушениях. Во внешнем облике Арта немало от средневековых представлений о демонах – тощая сутулая фигура, длинный крючковатый нос, выделенные чёрной краской рот и глаза. Как и радующиеся людским грехам обитатели ада, клоун Арт очень эмоционален, при этом не произнося ни звука.

Здесь пригодился цирковой опыт актёра Дэвида Ховарда Торнтона, который великолепно показал все метаморфозы своего героя. Если в первой части клоун Арт ещё напоминал человека (например, испытывал почти романтическую симпатию к девушке готической наружности Таре Хейс), то в сиквеле это уже воскрешённый демоном сатанинский шутник. Он практически никогда не злится и не угрожает, может даже показаться безобидным проказником, но это впечатление обманчиво. Клоун Арт откровенно наслаждается страданиями своих жертв, что отсылает не только к доброй традиции сплаттеров показывать натуралистичное продолжительное насилие, но и к средневековым представлениям об аде как о месте, где демоны истязают плоть грешников.

Конечно, это вовсе не значит, что в действиях Арта присутствует моральная логика. Если в первой части клоун и мог показаться карателем тех, кто плохо себя ведёт, то в продолжениях единственным мотивом для Арта стало веселье. Дэмиен Леоне творчески использовал лингвистический приём «перевёртыш». У него не клоун развлекает народ, а наоборот – люди своими страданиями доставляют радость клоуну.

Демон, ожививший Арта в сиквеле, теперь предстал в образе Виктории Хейс, главной героини первой части. Они составляют харизматичную пару садистов, по типу Джея и Молчаливого Боба. Клоун молча гримасничает, а демоническая Виктория, напротив, разговорчива, причём из её уст чаще всего звучат богохульные фразы. Арт и Виктория даже глумятся над искупительной жертвой Христа, приколачивая к стене квартиры одну из жертв на манер Иисуса.

Христианская подоплёка трилогии (в одном из интервью режиссёр подтвердил, что вдохновлялся Библией) заставляет по-иному взглянуть и на творимый в кадре кровавый беспредел. Ведь, согласно учению Церкви, человек – это образ божий, а тело – храм для души. Глумление над телами – очередное богохульство демонических злодеев, ибо дьявольские силы направлены не на созидание, а на разрушение.

Основная проблема сиквелов – повторение того, что мы уже видели, но в больших масштабах. Таковы продолжения многих успешных хорроров. Однако отсутствие вдохновения Дэмиену Леоне явно не грозит. Его триквел не копирует, а развивает идеи «Ужасающего 2», даёт зрителю новые знания, как об Арте, так и о его противнике Сиенне Шоу, чей прекрасный облик олицетворяет собой светлые силы (её отлично играет каскадёрка Лорен ЛаВера). В триквеле мы познакомимся с отцом Сиенны, художником комиксов, который сделал для дочери волшебные доспехи валькирии, в том числе деревянный меч. Это своего рода магический артефакт, что роднит трилогию «Ужасающий» с фэнтези. Деревянный меч невозможно сломать, он исцеляет раны Сиенны, но наносит серьёзный ущерб вырвавшимся из ада демонам.

Во флэшбековых сценах общения юной Сиенны со своим умершим отцом (вот и демоническая Виктория повторяет, вслед за Ницше, что бог умер) обыгрывается библейская легенда о боге-отце, пославшем сына спасти людей от зла и смерти. Немаловажным является и пол персонажа. Ведь женщина символизирует жизнь, над которой так жаждет поглумиться дьявольский клоун.

В Арте немало от Мефистофеля из классической поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай». Мефистофель Мильтона – это шут, трикстер, желающий принизить, втоптать в грязь всё созданное богом. Вот и клоун Арт антиэстетичен. Он ходит в запачканном кровью клоунском костюме, имеет гнилые зубы и обитает в заброшенных строениях. Когда же дьявольский шутник обзаводится костюмом Санты (при этом жестоко убив его обладателя), то быстро пачкает и его.

В «Ужасающем 3» Арт ещё и антиСанта, фактически Гринч, укравший Рождество. Неслучайно лента начинается выхваченным из середины продолжительным эпизодом, в котором пробравшийся в дом среднестатистической американской семьи злодейский клоун несёт в мешке вместо подарков смерть.

Раздобыв на съёмки триквела два миллиона долларов, что огромная сумма для любого андеграундного постановщика, Дэмиен Леоне использовал их не только для создания более натуралистичных спецэффектов (хотя едва ли «Ужасающий 2» в этом можно превзойти), но и для гонораров приглашённым знаменитостям. В «Ужасающем 3» появилось сразу несколько известных актёров – Дэниел Робак, Клинт Ховард, Джон Абрахамс и Джейсон Патрик в роли отца Сиенны. Отдельно следует упомянуть Тома Савини. 77-летний на тот момент Савини появляется в образе случайного свидетеля теракта в супермаркете, взволнованно сообщая корреспонденту какой жуткий этот клоун. Это камео Савини вполне можно интерпретировать как передачу эстафеты Леоне от одного из лучших мастеров спецэффектов.

Однако и сама картина вполне достойна стать в один ряд с классическими хоррорами, пусть немного уступая второй части. Ведь при просмотре триквела уже не испытываешь такого восторга от вдруг проступившего сквозь кровавый фон религиозно-философского содержания.

Превосходны и умения Леоне работать с временным нарративом. Свободное чередование флэшбеков и флэшфорвардов с основной последовательностью событий на монтажном уровне выражает идею режиссёра о том, что Сиенна и Арт не просто персонажи, но суть архетипы, олицетворяющие противоположные понятия – добро и зло, насилие и милосердие, любовь и ненависть. И пусть рождественское время чудес не стало антуражем финальной битвы добра и зла, но, тем не менее, оставило нам надежду.


Андрей Волков
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 414 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio