ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
2012 (2012)
Жанр: фильм-катастрофа, фантастика
2009, США-Канада, 158 мин.
Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чиветел Эджиофор, Томас МакКарти, Тэнди Ньютон, Вуди Харрельсон, Дэнни Гловер, Оливер Плэтт
ОЦЕНКА: 4
Что такое «2012» для жанра было ясно еще из трейлера с сопутствующими приветами, например, «Столкновению с бездной», мол, от такого цунами убежать попробуй, Лео; интересней оказалось смотреть на трогательные политические расклады, а тут у Эммериха картина маслом: русский олигарх и рядовой американец по пути в Китай ведут задушевную беседу о том, что надо побеждать или умирать, ну разве не мило?
Итак, в 2009 году доктору Эдриану Хелмсли (Эджиофор) из научно-технического управления один индиец, друг и, по понятным причинам, жутко умный ученый, показывает агрессивно бурлящую жидкость и сообщает тревожную весть: неожиданная активность на солнце опасными темпами разогревает земное ядро, что в перспективе грозит смещением тектонических плит. Вместо классического: «О Боже!» Хелмсли с не меньшим оторопеньем произносит: «Это невозможно!», но, конечно же, верит и обо всем докладывает высшим чинам. Через год на саммите Большой восьмерки лидеры государств согласно кивают чернокожему американскому президенту (Гловер) и запускают программу эвакуации, стягивая миллиарды долларов, простите, евро, ценные произведения искусства и генетический фонд вперемешку с богатыми инвесторами в коммунистический Китай, где под семью печатями готовится амбициозный проект по спасению человеческого рода. Еще через год, точь-в-точь с завершением древнего календаря индейского племени Майя, начинаются красивые катаклизмы. Тем временем скромный писатель и наивный идеалист в разводе (Кьюсак) сопоставляет случайные факты, догадывается о конце света, хватает сына с дочкой, бывшую жену и (не бросать же при детях!) ее нынешнего мужа, запихивает всех в счастливо подвернувшийся лимузин, затем давит на газ. Из динамиков то и дело звучит веселый голос ненормального диджея Чарли, готового встретить апокалипсис на вершине громадного вулкана, проснувшегося посреди Йеллоустоуновского национального парка, а по трассе катается гигантский пончик. Перманентно рушатся какие-то дома, и твердыня по-библейски разверзается под колесами. Лучшее, конечно, еще впереди.
Ожидания, когда же Эммерих в полной мере выразит свою позицию, наконец-то оправдались. Его предыдущая работа на тему уничтожения полушария выглядела, скажем честно, недостаточно деструктивной, кто-то красиво замерзал, торнадо сожрал полнебоскреба, но в целом было ощущение какой-то грубой недосказанности. Теперь бюджет увеличили вдвое, и режиссер нескованно вогнал последний гвоздь в дубовый гроб цивилизации рукой крепкого профессионала, зачем-то иногда переключающегося на цифровую камеру, что роднит фильм в ряде эпизодов с теми самыми катастрофами категории «Б», которые в жанре больше всего напортачили, и от которых сборникам спецэффектов уровня «2012» по техническим аспектам нужно, строго говоря, намертво отгораживаться. После 11 сентября 2001 года в голливудских блокбастерах царило серьезное табу на разрушение небоскребов (даже лучший из всех боевиков, в которых нечего запоминать, «Пароль рыба-меч» тогда задержали в прокате из-за влетающего в офис автобуса), и теперь идет такое нездоровое восполнение. Здесь, например, зеркальные гиганты падают, как домино, два здания даже примерно копируют теракт, а самолет бесстыже пролетает мимо. Вообще, полное ощущение, что человек снял свое последнее кино, громить уже нечего, и даже его вербальная подписка на разрушение вселенной по Азимову выглядит, скорее, обескураживающе, как будто в новый почти философский жанр подался, а не в предстоящее развитие идеи летающих осколков и рассыпающихся конструкций.
И в целом не тайна, что фильмы, подобные «Дню независимости» со скрипом протаскивали свою серьезность уже в какой-то другой жизни, сейчас, по большому счету, снимать катастрофу надо так, чтобы она получилась почти комедией. Потому в течение двух часов экранного времени Эммерих, кто бы мог подумать, почти виртуозно с юмором умудряется избегать клише и самоповторов: не дает закончить трогательную речь президента перед народом (хотя порой казалось, что таких игр в благородное геройство главы государства не было аж с середины 90-х), ненужного героя очках и с гарнитурой неожиданно представляет полезным и положительным парнем, а не трусливым нытиком, как по всему ожидалось, алчные политики верят в конец света, когда читают соответствующий документ, а не когда раскаленная лава заползает к ним на порог, вследствие чего, кстати, выживают, и русский пилот Саша здесь натуральный трезвый мачо, креативным подходом наших переводчиков заявляющий «не ссы, прорвемся!». На правах бесполезного наблюдения, Йохан Урб, исполнивший эту роль, уже играл с Кьюсаком, и тоже в фильме с названием из четырех цифр. В каких-то аспектах Эммерих, правда, выполняет заметную рутину, в «2012» вполне серьезно, до слез, прощаются по телефону два раза, и еще один раз не успевают, дважды на машине улепетывают от земных расколов и прочих катаклизмов, а на самолете – целых четыре. Режиссер титанически вкладывается в разрушения, а актеры, кажется, просто сыграли удивление один раз на фоне зеленого экрана, и их теперь перетаскивают от землетрясения к извержению и обратно; к середине фильма какой-нибудь взрыв до неба в зеркале заднего вида должен уже стать для героев привычным зрелищем, примерно уровня «опять на шоссе пробка».
И окончательно Эммерих срывается, когда проходят эти два часа хорошего кино, а до конца остается еще минут сорок – туда он насильно запихивает все то, чего так не хотелось видеть: и ожидаемые гибели лишних персонажей, и пафосное геройство, жертвы во спасение, какие-то милые и чертовски живучие собачки, противостояние злой воле циничных дельцов и миллионеров ради сохранения жизни простым рабочим, неизменный тибетский колорит с чашкой чая и адаптированной мудростью про ключи от машины, гуманизм, человечность. Эммерих вещает так, будто всерьез надеется, что ему поверят, важно, трогательно, а в ответ хочется лишь рассмеяться. Нельзя все это устраивать так серьезно в отсутствие Брюса Уиллиса, круче, чем он у Бэя собой пожертвовать, уже, наверное, никто никогда не сможет, это даже не в рамках жанра. И попытки переплюнуть его количеством, а не качеством, увенчаны, разве что, чудовищной искусственностью, которая, понятно, и в «Армагеддоне» имела место, но в первый раз, как известно, все прокатывает. И с этим размахом «2012» получается таким выпирающим фильмом, что финальный рассвет, блики которого режиссер со вкусом чуть тоньше так и оставил бы на лицах выживших, прямо логически обязан предстать во всей красе, прямолинейно, под возносящие аккорды Клозера, чтобы никаких лишних вопросов на титре Director by уже не оставалось.
Антон Минасов