И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ
РОК-ВОЛНА (THE BOAT THAT ROCKED)
Жанр: комедия, мелодрама, драма, музыка
2009, Германия, Великобритания, 129 мин.
Режиссер: Ричард Кертис
В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Рис Айфенс, Том Старридж, Ник Фрост, Кеннет Брэна, Джек Девенпорт, Кэтерин Паркинсон
ОЦЕНКА: 4
«Рок-волна» на фоне зрелищных блок-бастеров и типичных прилизанных ромко-мов представляется фильмом, не имеющим четко выраженной жанровой принадлежности и не рассчитанным на какую-то определенную зрительскую аудиторию. Вроде музыка, но не мюзикл, мелодрама, но не про любовь, драма, но не вселенских масштабов, комедия, но не чисто молодежная, как мы привыкли. Однако именно это делает фильм уникальным. Впрочем, про возрастные ограничения все же забывать не стоит, ибо картина свой рейтинг R (детям до 17 лет обязательно присутствие родителей) оправдывает полностью.
История о пиратской радиостанции, расположенной на борту корабля, находящегося где-то в Северном море, и о том, как консервативно настроенное британское правительство во сне и наяву мечтает перекрыть ей кислород. Радио-ведущие ставят запрещенную рок и поп музыку, говорят и делают в прямом эфире именно то, что считают нужным, без оглядки на общепринятые правила, но, в то же время, не нарушая законы, и именно поэтому завоевывают любовь и уважение половины населения Британских островов. При этом они ведут довольно веселый образ жизни, шикуя на деньги рекламодателей. Когда на корабле появляется новенький - тихий и скромный парнишка Карл (вместе с ним и мы -зрители), его с головой окунают в прелести этой жизни. Министр (Кеннет Брэна) и его новый любимчик Биздьюк (Джек Девенпорт) тем временем все же придумывают, каким образом положить конец деятельности ненавистной радиостанции. Она вроде бы и делает все в соответствии с законом, но в то же время является жирным грязным пятном на безупречной репутации Англии, как самой консервативной и законопослушной страны мира.
По правде говоря, больше о сюжете говорить как-то неприлично, ибо каждое лишнее слово будет расценено как спойлер, и в дальнейшем может помешать потенциальному зрителю насладиться просмотром картины. Здесь не будет какого-то особого дейст-
вия, потому при дальнейшем описании фильма рассказ может свестись к фразам типа «Гевин при полном параде прибыл на корабль», а «полуночный Марк нежно прошептал в микрофон несколько слов и пара миллионов девушек во всех уголках Англии томно прикрыли глазки». Все происходящее, на первый взгляд, размеренно и неторопливо. Периодически этот мнимый покой нарушается приездом фанаток, родительниц, чьих-то невест, чтобы не дать действию утухнуть. Несмотря на все, картина не кажется скучной или затянутой - эти два часа пролетают незаметно. Зритель будет попеременно наблюдать за жизнью на корабле, яркой и насыщенной, а так же подглядывать за тем, что происходит в Англии, в серых унылых кабинетах министров и прочих членов правительства.
Не совсем ясно, чем обусловлена ненависть последних к пиратской радиостанции, так как ребята поначалу вели себя почти примерно. В фильме, к слову сказать, немало условностей, стереотипов и набора шаблонов. Порой они служат созданию комедийного эффекта, иногда просто помогают несколькими штришками обрисовать характер того или иного персонажа. Именно поэтому на корабле все такое яркое, а на суше, там, где обитают Биздьюк и министр - серое и холодное. Словно два мира, так не похожие друг на друга. И вот так за завесой смеха остается кое-что действительно серьезное, а именно тот факт, что новое и необычное всегда натыкается на «волну» непонимания, на сотню запретов, но рано или поздно все равно прорывается. Такова жизнь.
Ричард Кертис, человек, написавший сценарии к огромному числу английских комедий, включая «Ноттинг Хилл», «Четыре свадьбы и похороны», к историям о похождениях Мистер Бина и неунывающей Бриджит Джонс, сделал то, что у него, судя по всему, получается лучше всего, а именно, - создал образцово-показательный настроенческий фильм для многоразового просмотра.
Правда, если его режиссерский дебют, картина «Реальная любовь», была более-менее рассчитана на массового зрителя, то «Рок-волна», по мнению многих, получилась весьма на любителя. Однако как этого самого «любителя» можно охарактеризовать в двух словах - загадка. Пожалуй, единственное ограничение к просмотру, помимо возрастного, - врожденный консерватизм. Нельзя сказать, что фильм вышел чрезмерно провокационным, наделенным бунтарским духом и прочими прелестями, наоборот, всего этого порой было как-то уж слишком мало, однако тихим семейным видео его тоже не назовешь. Обвинить во всем английский юмор нельзя, потому как шутки получились далеко не чисто британскими. Тут вам и отборнейший сортирный репертуар, и огромное количество шуточек «про это». Однако типично английская ирония так же присутствует в избытке. Вот ее-то как раз кто-то вполне возможно и не заметит, а это значит, что добрая половина комедийных моментов останется для таких зрителей за бортом их восприятия. Что отличает фильмы, подобные этому, от американских комедий, так это, в первую очередь, наличие у героев самоиронии. Они не боятся выглядеть глупо, но и не стремятся казаться полными дураками. Единственное, чего не может позволить себе никто из них - это трусости.
Чем ценна картина «Рок-волна» в первую очередь, так это актерами, принявшими в ней участие. В основном это британцы, не считая американца Филипа Сеймура Хоффмана, новозеландца Риза Дэрби, выходца с Украины Олега Федорова в роли капитана корабля и еще нескольких исполнителей мелких ролей. По правде говоря, сложно выделить кого-то одного из них и назвать главным героем. Интересен тот факт, что персонажи картины с подобным «роковым» названием совершенно не похожи на рокеров, по крайней мере, на тех, какими их представляем мы сейчас, глядя на современных представителей рок-культуры. Скорее, они выглядят, как стиляги, и в данном случае это оправдано. Именно так одевались люди, увлеченные подобной музыкой в те времена. К костюмам нет никаких претензий. Именно благодаря ним каждый герой стал обладать своим собственным стилем в одежде, манере поведения и разговоре. Эпатаж, кич, позерство -всего этого было предостаточно.
Говоря о стиле, хочется упомянуть Билла Найи и его персонажа Квентина, владельца пиратской радиостанции. Здесь он словно объединяет два своих последних образа - капитана «Летучего Голландца» Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря» и гламурного рокера из прошлой картины Кертиса. И если щупальца на его лице в этот раз отсутствовали, то вот с героем «Реальной любви» его роднит многое. Берни Мака с песенкой про «Рождество вокруг нас» зритель запомнил надолго, и на этот раз Билл Найи вновь продемонстрировал нам нечто подобное. Кажется, он просто создан носить такие вот костюмчики и просвещать молодежь в вопросах музыки и правильного образа жизни.
Филип Сеймур Хоффман, уже успевший порадовать российских зрителей в этом году своей главной ролью в картине Чарли Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк», предстает перед нами в образе харизматичного ведущего, бывшего на Радио-Рок главным, пока не явился кто-то, кого все вокруг считают мега-крутым парнем и лучшим в своей профессии. Но не стоит забывать, что героя Филипа зовут Граф, и он совсем не готов расставаться ни со своим титулом, ни с креслом ведущего. То, что предстоит борьба за лидерство, станет понятно еще при первой встрече двух «самых-самых», а как именно она будет развиваться, чем кончится, и кто же окажется «цыпленком» - выяснится лишь в финале.
Рис Айфенс, которому досталась роль того самого популярнейшего радио-ведущего Гевина, получился стопроцентным «гламурным подонком». Таким людям часто прощаешь все, какую бы гадость они ни совершили. Балансируя на грани дозволенного, зная себе цену, они идут к поставленной цели, собственным образом жизни доказывая миру свою позицию.
Том Старридж был весьма убедителен в роли робкого девственника Карла, прибывшего на корабль непонятно с какой целью и, в конце концов, нашедшего здесь не только убежище, но и друзей, семью («здравствуй, папа, я твой сын») и даже любовь. Именно с его персонажем связаны наиболее трогательные моменты, именно его глазами мы наблюдаем за происходящим. Он недостаточно ярок, и порой теряется на фоне всех этих колоритных персонажей. Однако такой герой -идеальный наблюдатель и рассказчик.
Ник Фрост как всегда смешон и хорош собой. Даже без штанов. Кеннет Брэна -идеальный чопорный и консервативный министр. Ему веришь и его ненавидишь. Герою Джека Девенпорта вновь предстоит гоняться за пиратами, видно после все тех же «Пиратов Карибского моря» у него судьба такая. Фраза «Молодец, Биздьюк!», которая неоднократно звучала в его адрес, в конце концов, становится чуть ли не крылатой. Героине Кэтерин Паркинсон, к слову сказать, единственной барышне на корабле, выпала нелегкая роль представительницы нетрадиционной ориентации - не забываем, без этого сейчас не обходится практически ни один фильм.
Отдельно стоит сказать о тех людях, которые работали над озвучиванием ленты. Этот тот случай, когда озвучке стоит уделить не меньше времени, чем игре актеров, потому как герои картины говорили голосами хорошо известных у нас ведущих радио «Маяк». В дубляже картины приняли участие Вадим Тихомиров, Сергей Стиллавин, Роман Трахтенберг, Сева Новгородцев, Лена Батинова, Тутта Ларсен, Антон Комолов, Ольга Шелест. Сложно сказать, насколько подходят эти голоса своим персонажам, судить об этом можно будет после 25 августа, когда фильм появится на DVD. Однако, то, что озвучка получилась качественной, а голоса узнаваемыми -факт, и это огромный плюс фильму.
Относительно музыки -да, ее здесь будет предостаточно: The Kinks, The Who, Jimi Hendrix, The Turtles, David Bowie. Мелодии, которые для кого-то прозвучат впервые, для других станут причиной предаться ностальгии, вспомнить юность или свое рокерское прошлое. Как бы то ни было, но даже человеку, весьма поверхностно знакомому с рок-музыкой ушедшей эпохи, будет понятно, что саундтрек подобран грамотно. Именно музыка рождает то самое настроение, именно она является отличным фоном и, в то же время, главным героем картины.
За прослушиванием композиций и постоянным смехом можно пропустить еще кое-что отнюдь немаловажное - идею. Да, даже у такого легкого фильма она есть, и, что замечательно, лежит на поверхности, потому тратить усилия на поиски не надо. И, видимо, поэтому так же легко ее упустить. Помимо того, что фильм наглядно демонстрирует -запрещенное все равно будет добываться любыми путями (к сожалению, порой это действительно ужасно), он так же доказывает одну маленькую истину. Если ты делаешь что-то от души, заряжая этим других, творишь свое маленькое добро - оно к тебе вернется, порой в самый неожиданный, но, в то же время, важный момент.
Будучи комедией, фильм ближе к середине неожиданно приобретает черты мелодраматические, а к финалу едва ли не становится трагедией. Порой такая резкая смена настроения ставит в тупик, впрочем, в графе «жанр» все это быпо указано. Кому-то финал ленты может показаться надуманным, притянутым за уши, однако, как сказап Билл Найи в одном своем интервью, «Рок-волна» - это фильм не только о музыке, но и о любви и надежде», и потому претензий к морю позитива возникать не должно. И правда, в финале картины хочется сказать только одно: «Как здорово, что...». Хотя, к черту весь этот пафос и избитые выражения, лучше просто прокричать вместе с героями картины: «Рок-н-ролл!».
Алина Ермолаева
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Угнетающе унылое бессюжетное зрелище, безбожно растянутое на два часа с гаком. В нем нет никакого духа 60-х, а только шутки типа "Хотел пустить ветерок, да загадил всю простыню". В фильме хороши только музыка, Хоффман и Брэна. Русский дубляж, кроме Зайцева и Трахтенберга - тихий ужас и полный мискаст.
Даниил Дарков