БЕССОН – ОБМАНЩИК
АРТУР И МЕСТЬ УРДАЛАКА (ARTHUR ET LA VENGEANCE DE MALTAZARD)
Жанр: мультфильм, семейный
2009, Франция, 93 мин.
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Фредди Хаймор, Миа Фэрроу, Снуп Догг, Джимми Фэллон, Аса Баттерфилд, Лу Рид
На этот раз Артур вполне осознанно решает попасть в волшебную страну минипутов, в самую подходящую для этого ночь, которую он ждал чуть ли не целый год. Все это время мальчик только и мечтал о возвращении, в основном из-за прекрасной Селении – принцессы маленького мира.
В эту ночь в Минипутии состоится праздник в честь Артура – спасителя, на который самому виновнику торжества грех не явиться. Но по несчастливому стечению обстоятельств именно в этот день нервному отцу главного героя Арману приспичило вернуться в город, и мальчику даже при помощи матери не удается уговорить его остаться еще хотя бы на сутки. И все бы ничего, ждали бы зрители еще десять месяцев, но огромный паук приволок на своем горбу «привет» Артуру – рисунок с выцарапанной надписью «HELP». Сложным логическим путем было установлено, что это – весточка от минипутов. А значит у маленьких друзей мальчика – беда, возможно даже у Селении, и оставаться в нашем мире просто невозможно!
Согласно модной традиции, продолжение своей не слишком удачной ленты 2006 года «Артур и минипуты», Люк Бессон решил разделить на две части. «Два фильма – в два раза больше денег», – подумал он и, похоже, снова просчитался. Хотя в официальной версии говорится о том, что снимать трехчасовое кино Люк не хотел, а снимали обе части сразу, потому что исполнитель роли Артура – Фредди Хаймор слишком быстро рос и даже за год мог сильно измениться внешне. Но, думается, что любой зритель найдет путь к возможности продолжить историю приключений иным способом, при наличии желания. А на данный момент кассовым успехом сиквел не пользуется.
Подавляющая часть недавних проектов Бессона, кем бы он тем не приходился (режиссером, продюсером или сценаристом) не может похвастать ни солидными сборами, ни высокими рейтингами критиков или же простых зрителей. «Артур и месть Урдалака» вряд ли станет исключением из этого неприятного правила по многим причинам.
Важнейшей из них станет то, что в новом фильме менее половины эпизодов сняты в мультипликационном виде. Яркая картинка, необычная, но детально прорисованная графика, забавные персонажи и голоса – вот главные достоинства первой ленты и то, ради чего зритель придет в кинотеатры. И будет жестоко разочарован.
И долгожданная (не только Артуром) встреча с Селенией произойдет чуть ли не на последних минутах фильма! Огорчает так же и то, что, судя по финалу этой картины в триквеле так же игровая часть будет преобладать над мультипликационной.
Наряду с этим, огромным минусом фильма является шаблонность и детская наивность, граничащая с глупостью. Первый недостаток проявится во всем своем блеске в том, что касается взаимоотношений Артура, его родителей и дедушки с бабушкой. Все ситуации, на которых строится завязка, стандартны для фэнтези и прочих детских фильмов. То же можно сказать и о многих сюжетных поворотах. Второй также весьма характерен для жанра, но смотреть на то, как на каком-то дачном участке цивилизованной страны обитают волки, медведи и целое племя огромных африканцев без прописки – это чересчур. Равно как и на то, что собака пробежала за машиной, чуть подотстав не одну и милю и то, что Артур провел целую ночь в берлоге, в обнимку со здоровенным хозяином оной. Такие чудеса органично смотрелись бы в сказочно-мультипликационном мире минипутов, но никак в старающемся быть реалистичном мире современных людей.
Отдельным недостатком для российской аудитории кинозалов может стать подбор актеров для озвучки фильма. Мнения зрителей, в массе своей невзлюбивших Уварову, прокатчики либо учли, либо угадали, а вот Тимати все так же, довольно уныло озвучил Макса. Что, зная о «любви» россиян к этому деятелю можно считать промахом. В оригинале Макс говорил голосом Снуп Догга, а значит аглоязычным зрителям, как минимум, повезло чуть больше.
Так же хотелось, чтобы Бессон перед прокатом фильма подольше поработал над диалогами и юмористической составляющей. Фильмы для детей становятся скучными в тот же момент, как только перестают радовать шутками или красками.
Единственным доводом в защиту картины становятся те самые минуты мультипликационного зрелища. По-прежнему ярко, красочно и необычно. Но очень мало. И именно потому увидев на экране титр о том, что продолжение будет гораздо позже, кажется, что кино только началось. А вовсе не оттого, что оно настолько захватывающее.
Александр Райтер