КАК НЕ УБИТЬ ДРАКОНА
КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА (HOW TO TRAIN YOUR DRAGON)
Жанр: мультфильм, фэнтези, приключения, комедия, семейный
2010, США, 98 мин.
Режиссеры: Дин ДеБлуа, Крис Сандерс
Роли озвучивали: Джей Барушель, Джерард Батлер, Крэйг Фергюсон, Америка Феррера, Джона Хилл
ОЦЕНКА: 4
В суровых краях, где брутальность приходит с материнским молоком, а смерть и увечья – норма жизни, обитает пребывающий в постоянном стрессе из-за враждебного соседства нордический народец, называющий себя знакомым словом «викинги». Для объяснения причин столь напряженной обстановки в их поселении и постоянных вояжей на боевых кораблях подойдет еще одно – «драконы». Мифические чудовища всех сортов и мастей – классификационные фолианты прилагаются – терроризируют мирный люд, вынуждая его быть всегда начеку, строить на своих лужайках катапульты и развивать кузнечное ремесло. Но, как это нередко бывает, в семье вдовствующего предводителя клана, чьи бицепсы словно камень, а из нагрудников супруги получились знатные шлемы, завелся хрестоматийный «урод». Юный Иккинг атипично сложен, не обладает навыками умелого драконоборца, а самое ужасное – он не приходит в восторг от мыслей об убийстве огнедышащих рептилий. Человек полагает, а социум располагает. Быть изгоями не хотят даже мальчишки-викинги со смешными именами. Иккинг берет судьбу за драконий хвост, специально-случайно сбивает самого неуловимого и опасного монстра, а на следующий день идет искать его тело с твердым намерением добить ненавистную тварь…
Ничего себе завязочка для детского мультика! И, пожалуй, именно креном в сторону кровожадного экшена, да еще абсолютно не представительными трейлерами, ну и, конечно, подпорченной кредитно-доверительной историей дримвоксовцев можно объяснить более чем скромные кассовые сборы. И хотя в отечественном бокс-офисе «полеты на драконах» показывают один из лучших результатов года, это скорее исключение из общих тенденций. Свет клином на денежных показателях не сошелся, но на сей раз досада разбирает почему-то особенно сильно. Очередное подтверждение неравности начальных условий различных кинопроектов и, если хотите, доказательство вселенской несправедливости. Но, как уже отмечалось, Дримвокс в чем-то сам виноват, да и Крессида Коуэлл – не Джоан Роулинг, хоть внешне и похожа слегка.
И все-таки кто, позвольте спросить, ожидал от очередной, и уже второй по счету в формате 3D, анимационной ленты студии, накануне выхода в свет четвертой части их франчайз-хита, достижения зрительского успеха того самого, выпущенного 9 лет назад мультфильма про огра-людоеда, теперь уже, может быть, и лишенного негласного звания лучшего студийного отпрыска? Как при темпах производства «три полнометражки за 2010 год», тогда как конкуренты из Пиксар по-прежнему верны своим «один полный метр, одна короткометражка» ежегодным принципам, могло выйти из-под этого станка что-то очень напоминающее лучшие диснеевские анимационные ленты, к созданию которых приложил свою руку один из режиссеров «Как приручить дракона»? Чудеса случаются.
В чем же секрет столь внезапного успеха? Почему киносайты кишат насквозь позитивными комментариями, а прожженные кинокритики в своих рецензиях не многим отличаются от «непривередливых» зрителей? В общем-то, все лежит на поверхности. Во главе проекта ставятся талантливые ребята, за сценарную основу берется удачная детская книжка. Ребята оказываются еще и неглупыми. Ровно настолько, чтобы держать себя в руках и не превратить интересный сюжет про дружбу мальчика с драконом в ипподром штампов, и вместе с тем суметь, вопреки диктуемым дядей-продюсером законам, завершить всю историю в весьма новаторском ключе.
На выходе полтора часа увлекательных и зрелищных приключений. С бросающим в гущу событий прологом, динамичным развитием сюжетного зародыша, присутствием зрительской интриги и вполне небанальным ее раскрытием, а также с наличием нескольких сцен, претендующих на звание кульминационных. То, чего мы не увидели в «Эрагоне» и других драконьих фильмах, здесь в изобилии. Захватывающие дух полеты на оседланном крылатом монстре, дружеские взаимоотношения ездока и его транспортного средства, притом и первое, и второе подано с подкупающей красотой картинки и добротой экранных эмоций соответственно. Ну, а приписав мульт-драконам не слишком-то и замаскированные повадки представителей семейства кошачьих, создатели умело использовали фактор узнаваемости, заронив зерна глубокой симпатии в сердца владельцев пушков и барсиков. Про похожесть главного дракоши на Стича, героя предыдущего детища режиссеров, упоминать (почти) не будем, ибо – моветон. Но образ-то для подражания подобран удачный, и тут талантливые и неглупые ребята снова не промахнулись.
Покапать дегтем на белоснежное резюме можно лишь, вкратце упомянув немногочисленные – но куда ж в Голливуде без них – жанровые клише, прошмыгнувшие и в историю о приручении драконов. Тут и отец-викинг, который с нарочитым драматизмом не может решить, «нет у него больше сына» или «у него самый лучший в мире сын»; в наличии тинейджерские заморочки с лузерством, переменами в отношениях с самой классной девчонкой на селе и другими атрибутами; на определенном этапе сводится на нет вся наука драконьей навигации, когда в угоду остроте сюжета в отношении чешуйчатокрылых внезапно срабатывает принцип «сел и поехал»; а также не обошлось без двух-трех спасений в последний момент (за них, впрочем, можно лишь снова похвалить создателей – сделать из штампа эмоциональный катарсис умеют далеко не все).
Штампы штампами, но выражаясь аллегорическим языком, мальчик с удочкой на полумесяце стал немного взрослее, еще чуть-чуть и пойдет в колледж. Дримвокс прыгнул выше головы, чем, несомненно, порадовал своих верных поклонников, и вышел на «хорошо забытый старый» новый уровень. А у нас, похоже, появился первый претендент на звание «чертовски приятный сюрприз года».
Игорь Снегирев