ПРО ЛЮБОВЬ
СВИНАРКА И ПАСТУХ
Жанр: мелодрама, мюзикл
1941, СССР, 87 мин.
Режиссер: Иван Пырьев
В ролях: Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков, Никита Китаев, Григорий Алексеев
Каждый год снимают все новые фильмы о любви, и благодарный зритель с радостью идет на них в кино или же смотрит тихими вечерами дома в обнимку со второй половинкой. Так будет, пожалуй, всегда. Но если подумать, в фильмах этого жанра мы все время видим примерно одни и те же канонические сюжеты (со времен влюбленных из Вероны о любви практически ничего нового не придумали). Меняются декорации, лица актеров. Меняется эпоха. И проблема в том, что фильмы подобные этому кажутся нам безнадежно устаревшими, а от того представляющими достаточно сомнительный интерес. Одно название чего стоит - «Свинарка и пастух». Положа руку на сердце, максимум, что оно может вызвать, это кривую усмешку или ассоциации с наивными сказками из далекого детства. Порой эта самая предвзятость бывает причиной того, что мы пропускаем неплохие фильмы, способные скрасить вечер и подарить приятные впечатления любителям жанра. Поэтому постараюсь рассказать о сюжете ленты, прибегая к современным терминам, которые на первый взгляд к нему плохо применимы.
Самая передовая свинарка на селе с редчайшим в наши дни именем Глафира выигрывает путевку в Москву на выставку сельского хозяйства. По-современному – массовый семинар, скрещенный с корпоративом. Барышня наша очень ответственная, трудолюбивая, симпатичная и немного дотошная. Вместе с ней на выставку отправляется первый парень на деревне, местный денди, гармонист Кузьма. В городе он настойчиво зовет нашу Глашу совершить незапланированный шопинг, заявляя, что если барышня не приоденется как следует, то он с ней гулять не будет. Не комильфо ему, этакому моднику разгуливать под руку с простушкой, видите ли. Разрываясь между стремлением угодить Кузьме, и обещанием все как следует разузнать о выращивании свиней, она все-таки выбирает второе, несмотря на то, что внимание гармониста ей очень льстит. Итогом ее выбора стало знакомство с Мусаибом Гатуевым, приехавшим из Дагестана молодым разводчиком овец. Джигит с легкостью находит с девушкой общий язык, заинтересовавшись плодами ее профессионального рода деятельности. Молодые люди сразу понравились друг другу и, недолго думая, дают обещание встретиться тут же на будущий год.
Вернувшись домой, Глаша делится с односельчанами теми знаниями, что ей удалось получить на выставке. Она полна креативных идей и жаждет перемен в ведении сельского хозяйства. Когда же наступает черед Кузьмы рассказать, какую полезную информацию удалось привести ему из Москвы, то он кроме как своим новомодным пиджачком больше ничем похвастаться не может и оказывается посмешищем в глазах всех местных жителей, что, несомненно, ударяет по его самолюбию.
Время шло. Влюбленные скучают в разлуке друг от друга. Он – высоко в горах, она здесь в далекой сельской глубинке. Они поют песни, подхватывая друг у друга куплеты. Но, разумеется, подобную любовную идиллическую разлуку кто-то должен был разрушить, и этим «кто-то» оказался Кузьма, поспоривший с односельчанином, что к Петрову дню Глаша станет его женой. Весьма типичный для современных мелодраматических историй ход, между прочим. Тем временем Мусаиб решает написать Глафире любовное письмо, да только проблема в том, что никто в ее деревне не знаком с дагестанским языком. И вот тогда-то на помощь и приходит отзывчивый Кузьма, благородно решивший стать связным в отношениях влюбленных. Он берется отвезти письмо к своему другу - знатоку языков и предоставить Глаше, изнывающей от тоски, дословный перевод. Разумеется, перевод письма окажется именно таким, каков он будет необходим нашему мачо с ущемленным самолюбием. Пожалуй, это едва ли не единственный драматичный момент во всей ленте, в остальном, зрителю ни о чем переживать не придется – картина получилась очень легкая, позитивная и в целом весьма веселая.
Режиссер ленты Иван Пырьев, особенно хорошо известный благодаря своим экранизациям произведений Ф.М.Достоевского («Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы») ставил эту картину в непростое время. Процесс подготовки к съемкам начался еще до объявления войны, так что никто не предполагал, что его придется останавливать. Известие о том, что наша страна была вовлечена в войну, съемочная группа восприняла как призыв к действию, к тому, что надо бросить все и идти защищать родину. Однако сверху было дано распоряжение о продолжении съемок: «Оказывается, было получено указание — съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм». Так вспоминает об этом режиссер ленты. И, наверное, это было правильно. Ленты, подобные этой, приносили краткие минуты счастья тем, кто смотрел их в то время. Они были необходимы, как глоток свежего воздуха.
Работа над этой картиной стала фактически первым шагом в кино знаменитого актера Владимира Зельдина. Воссозданный им образ прекрасного могучего дагестанского парня, чернобрового, высокого, влюбленного, запал в души многим барышням того времени. Впрочем, даже сейчас 95-летний Зельдин своей харизмой и особой актерской статью сможет затмить многих молодых популярных актеров-однодневок. Безупречно сыграл и Николай Крючков, которому на этот раз досталась отрицательная роль Кузьмы Петрова. Обаятельный ветреный парень, без малейшего зазрения совести готовый разрушить чужое счастье во имя собственной выгоды. Несмотря на его самоуверенность и эгоизм, зритель не мог заставить себя испытать к его персонажу исключительно отрицательные чувства.
Тогда в 1942 году фильм был удостоен Сталинской премии II степени, которую получили сценарист Виктор Гусев, актриса Марина Ладынина, оператор Валентин Павлов, композитор Тихон Хренников и, конечно же, режиссер ленты Иван Пырьев.
Музыка и песни в ленте ненавязчивые, душевные, пронизанные фольклорными нотками. У каждого героя своя песня, потому как у каждого – свой собственный характер. Для мюзикла очень важно, чтобы герои ассоциировались с какой-то определенной музыкой, и создателям ленты этого достичь удалось. Особо хочется отметить работу оператора. Черно-белые сцены с потрясающими видами гор настолько красивы, что даже боишься представить, как бы они смотрелись в цветном варианте. Вообще надо отметить, что создателям отлично удалось показать природу, быт, жизнь людей. Сейчас нам все это кажется в диковинку: расшитые вручную рубахи и полотенца, игра на гармошке под окном у любимой девушки, своеобразная доска, вернее аллея почета с изображениями лучших работников села. А ведь если подумать, люди этим жили, к этому стремились, ценили это… В этом простом фильме отлично передана ушедшая эпоха. Время, когда люди были наивнее, проще и чище. Время, которое, быть может, не стоит пытаться вернуть назад, но о котором все же не стоит забывать. Нам есть чему у них поучиться.
Алина Ермолаева