ТВИН ПИКС (TWIN PEAKS)
Жанр: мистика, детектив, драма, мелодрама, криминал, ужасы
1990, США-Франция, 47 мин.
Количество сезонов: 2
Режиссеры: Дэвид Линч, Тим Хантер, Лесли Линка Глаттер. и др.
В ролях: Кайл МакЛоклен, Майкл Онткин, Шерил Ли, Рэй Уайз, Мэдкин Эмик
ВВЕДЕНИЕ
Таинственно, непредсказуемо и феноменально. Примерно так можно сказать о «Твин Пикс», культовом сериале, навсегда изменившем лицо американского телевидения и являющимся одной из самых известных работ режиссера Дэвида Линча. В апреле будет 20 лет с момента премьерного показа «Твин Пикс» на западном канале ABC. К годовщине в России наконец-то выпустят 2 сезона нашумевшего сериала на DVD (спустя два десятилетия!) К обзору этого творения Линча наша редакция приглядывалась давно, однако такие поводы - юбилей и издание на DVD - стали хорошей причиной, для того, чтобы именно в апрельском номере разобрать, что такое «Твин Пикс» и с чем его едят. А также еще раз вспомнить, что совы не то, чем кажутся…
Добро пожаловать в «Твин Пикс»!
Сложилось так, что многие зрители знакомы с творчеством Дэвида Линча в основном по таким лентам как «Шоссе в никуда», «Синий бархат» или «Малхолланд драйв». Фильмы эти, надо сказать, очень специфические и предназначены, прежде всего, для удовлетворения интересов эстетствующего меньшинства. Собственно, потому и неудивительно, что когда вам представляют Линча, как лидера производства мистического детектива/драмы, вы, скорее всего, ответите что-нибудь в духе: «Смотрите свой артхаусный бред без меня». Но это будет опрометчиво. Почему? Во-первых, хотя бы потому, что «Твин Пикс» сильно выделяется на фоне остальных работ великого сюрреалиста, умудряясь сочетать в себе его фирменный стиль (мистификация, эксцентричные персонажи, скрытые символы, отталкивающая физиология, музыка в стиле эмбиент) с несвойственной большинству Линчевских работ последовательностью и продуманностью. Ну а во-вторых, потому что он обладает рядом других привлекательных аспектов. Однако по порядку.
Из всех творений Линча «Твин Пикс» имеет больше всего критериев, чтобы прийтись по вкусу большинству. В нем есть интрига (вопросом: «Кто убил Лору Палмер?» в свое время задавалось все западные телезрители), детектив (то, что интересно большинству), красивые женщины на любой вкус (что понравится мужчинам) несколько любовных линий (то, что будет интересно женской аудитории), и неожиданные повороты сюжета (то, что будет интересно всем). Но главное, пожалуй, это то, как подана «мистика». Тщательно выстроенная цепочка событий, ясные мотивы действий каждого героя и объяснение линии всех ужасающих событий роковыми совпадениями.
И, несмотря на то, что зачастую сценаристы слишком сильно увлекаются отношениями между персонажами, забывая о развитии сюжета, в целом, сериал выстроен на славу. Никто ведь даже не предполагал, что убийцу Лоры Палмер раскроют практически на середине (вот вам и яркий пример неожиданного сюжетного поворота). И после того, как мы узнаем чудовищную развязку этой, казалось бы, главной сюжетной линии, нас медленно начинают подводить к тому, ради чего действительно был задуман «Твин Пикс». Вот тут-то зрителю наглядно продемонстрируют, какую немаловажную роль в нашей насквозь материалистической жизни играет противоборство добра и зла, и чем чревата переоценка своих сил в этой опасной игре.
Нагнетание мистики в сериале идет по нарастающей. С каждый серией ее становится все больше и больше, и под конец уровень мистицизма достигает апогея.
«Твин Пикс» заставляет думать, то и дело подкидывая не только новые шарады, но и некоторые многозначительные сюжетные финты (особенно это заметно в последней серии, где Линч разошелся не на шутку), благодаря чему многие зрители до сих пор дискутируют о том, что же это значило. Однако, в целом сериал понятен.
Как ни странно, но именно это сыграло с ним злую шутку, т.к. «истинные» фанаты Линча начали копать слишком глубоко, посчитав его ясность каким-то обманом, и открывая в «Твин Пикс» такие потаенные смыслы, о которых даже сам Личн не подозревал. Впрочем, даже наличие таких поклонников лишний раз подтверждает популярность сериала.
Чем эта работа еще выделяется у Линча, так это тем, что здесь он нарушает свое фирменное правило: Дать зрителю разобраться во всем самому, принципиально не прилагая каких-то подсказок. Так, немаловажную роль в понимании «Твин Пикс» играют книги «Тайный дневник Лоры Палмер» (тот самый, отрывки которого во втором сезоне читал агент Купер), написанный дочкой Дэвида Линча – Дженнифер Линч, и «Автобиография агента Купера: Моя жизнь, мои кассеты», написанная Скоттом Фростом, братом соавтора «Твин Пикс», Марка Фроста (подробнее об этих книгах мы поговорим позже).
С первой серии Линч и Ко показывают свое мастерство создавать напряжение практически на пустом месте, используя такие стилистические находки, как повторяющиеся демонстрации текущей воды, трясущихся под силой ветра деревьев, мелькающих ламп и зловеще мигающего светофора (тут еще стоит поблагодарить оператора Фрэнка Баерса за тонко проделанную работу). Все это отлично дополняют загадочная джазовая музыка авангардного композитора Анджело Бадаламенти и романтичные песни в исполнении Джулии Круз (текст к песням писал сам Линч, а музыку все тот же Бадаламенти).
Интересно то, что на сериале Линч эту историю решил не заканчивать, и в 1992 году снял полнометражную ленту «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (в отечественном переводе его почему-то именуют «Сквозь огонь»). «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» является сиквелом и приквелом в одном лице: он включает как сцены, действие которых происходит до начала сериала, так и те, действие которых происходит после его окончания. Однако этот фильм всё же больше стоит расценивать именно как сиквел, поскольку он снят с расчетом на знание материала, и человеку, не смотревшему сериал, будет просто трудно понять, что происходит.
Стоит отметить, что полнометражная лента держит такой же накал мистического хаоса, который был задан Линчем в финале сериала. Несмотря на то, что в отличие от сериала, лента снята в более жестком ключе (в ней есть сцены обнаженки, нецензурная брань и зверское насилие, а мелодраматический аспект сведен к минимуму), она имеет более оптимистичный финал, ставя точку в истории «Твин Пикс».
В ДЕТАЛЯХ
Действие сериала происходит в 1989 году. Конкретно, с 24 февраля (пятницы) до 27 марта (понедельник) Каждая серия, за редким исключением, представляет собой день из жизни Твин Пикс.
Сериал начинается с находки тела семнадцатилетней школьницы Лоры Палмер. Лора была примерной ученицей, школьной королевой красоты, образцовой дочерью и активной участницей жизни городской общины. Смерть Лоры потрясает город и всех ее близких. Агент ФБР Дэйл Купер назначается в Твин Пикс для расследования дела. Обследовав тело убитой, Купер приходит к выводу, что она стала жертвой уже знакомого ему маньяка, которого он не смог поймать за год до этого. Так начинается расследование. Уже на начальном этапе дела Купер узнает, что Лора вела двойную жизнь: в тайне от своих близких и подруг, она принимала наркотики, употребляла алкоголь, имела беспорядочные половые связи, снималась для порножурнала и даже подрабатывала в борделе.
Первая половина сериала концентрируется на расследовании убийства Лоры, параллельно открывая взор на инфернальное нутро Твин Пикса и его обитателей. Тут вам и махинации местных воротил по поджогу лесопилки, и проблемы местных наркодиллеров, и борьба за обладание местным борделем «Одноглазый Джек». На фоне всего этого идет развитие отношений между жителями города (мексиканские страсти прилагаются), ну и само собой, наглядно указывается на то, что во всем происходящем замешана какая-то чертовщина (почему бы на нее не свалить все проблемы?).
С завершением первой половины «Твин Пикс» (соответственно, с поимкой убийцы) он начинает буксовать на месте, концентрируясь на развитии отношений побочных персонажей. Однако с появлением бывшего напарника Дэйла Купера Уиндема Эрла получает второе дыхание. Теперь сюжетная линия вертится вокруг смертельной шахматной партии Купера и Эрла, где каждая потерянная фигура по условиям Эрла означает, что он получает право на убийство любого человека. Вместе с тем все большую роль в сюжете играют сверхъестественные силы, что не только усиливает остроту конфликта, но и проясняет некоторые детали уже подзабытого дела убийства Лоры Палмер, а также причины начавшегося в городе беспорядка.
Здесь же раскрывается концепция Черного и Белого вигвамов (Ада и Рая) являющихся, по сути, основой мира «Твин Пикс». Как выглядит Белый вигвам так и не известно, однако Черный можно описать как набор визуально неотличимых комнат с бесконечным красным занавесом. В Черном вигваме обитают «двойники» (темные стороны мертвых и живущих людей), а так же духи зла. Черный вигвам игнорирует законы пространственно-временного континуума. Все обитатели Черного вигвама говорят закодированными посланиями, а их речь замедленна и странна. Один из входов в Черный вигвам находится в Гоуствудском лесу (Ghostwood – Лес призраков), который окружает Твин Пикс. Вход в Черный вигвам находится в кругу 12 сикомор и открывается в момент сближения Юпитера и Сатурна благодаря страху человека, стоящего в этом кругу. Согласно легенде индейцев, рассказанной агенту Куперу одним из помощников шерифа, каждая душа обязана пройти через Черный вигвам на пути к Белому вигваму. Проходя через портал, расположенный в Гоуствудском лесу, человек попадает в Черный Вигвам не сразу, а сначала входит в так называемый зал ожидания (место, визуально неотличимое от самого Вигвама). Только после того, как будет произнесено заклинание «Огонь, иди со мной», проход в Вигвам откроется.
Черный вигвам является источником всего зла в мире, и духи, населяющие его, периодически вселяются в разных смертных, усиливая зло, находящееся в их душах, и заставляя этих смертных творить ужасные вещи. Духи Чёрного вигвама питаются негативными эмоциями и страхами своих носителей и их жертв. Одним из самых сильных духов в Черном вигваме является БОБ. Пока на земле есть люди (а в любом человеке есть зло) таким духам, как БОБ, всегда есть на что опираться. Однако чтобы вселиться в кого-то, БОБу и всем прочим духам нужно получить у человека ту или иную форму согласия. Поэтому люди сильные духом могут противостоять БОБу и ему подобным.
Шокирующий пессимистичный финал (снятый очень в духе Линча), фактически обрывает сериал на самом интересном, как бы намекая зрителю на продолжение. И оно последовало. Однако Линч не был бы Линчем, если бы сделал его стандартным.
Так, продолжение (х/ф «Твин Пикс: Огонь, иди со мной») фокусируется сначала на событиях, происходящих за год до начала сериала. Т.е. на расследовании дела Терезы Бэнкс (первой жертвы маньяка, убившего Лору Палмер). А потом на последних 7 днях жизни самой Лоры. Однако, параллельно с этим, зрителю демонстрируется попытка воздействия будущего (большинство сцен в Черном вигваме хронологически происходят после окончания сериала) на прошлое, которое в итоге и приводит к той цепи событий, что мы видели в сериале (т.е. налицо парадокс предопределенности).
Если в сериале смыслом была лишь демонстрация того, что добро и зло в человеческой жизни вполне осязаемо, то в центре фильма стоит идея борьбы за душу. И здесь мы четко видим, что зло притягивается к тому и наиболее властно над тем, кто сам творит зло, в то время как каждый индивид волен сам выбирать свою судьбу. Лора не смогла сделать правильный выбор с самого начала, однако потом она осознала это и боролась с БОБом до конца, так и не дав ему вселиться в себя. Поэтому в итоге она обрела покинувшего её ангела и попала в Белый вигвам.
ПЕРСОНАЖИ
Линч и Ко не концентрируются только на действии, а уделяют немалое внимание персонажам, детально прорабатывая образ каждого. В хитросплетении их отношений будет довольно просто запутаться тому, кто смотрит сериал впервые. Однако мы постараемся избавиться от всего лишнего, остановившись лишь на самых главных фигурантах истории.
Агент Дэйл Купер (Кайл МакЛоклен) Главный герой сериала. Человек, который старается никогда не нервничать и всех понять. Не без странностей (с детства любит постоянно записывать на диктофон свои мысли о происходящем вокруг). На протяжении своей жизни видел немало чертовщины, из-за чего у него сформировалось серьезное отношение к сверхъестественному. Изучает буддизм, мечтает побывать в Тибете. Из-за постоянных неудач в личной жизни очень осторожен с женщинами и ищет эффективные способы самодисциплины (отсюда растет его пристрастие к медитации). Приехав в Твин Пикс, очень быстро влюбляется в этот городок («…Убийство здесь не является нормой. Я думал, что такой образ жизни уже исчез…») и органично вписывается в его ритм жизни.
Лора Палмер (Шерил Ли) Пусть и не главный, но однозначно ключевой герой сериала. По времени, проведенному в кадре занимает одно из последних мест, но именно вокруг нее и ее убийства вертится весь маховик событий. Своей неоднозначностью Лора отображает всю задумку сериала, когда в одном и том же соседствует хорошее и плохое, черное и белое, ад и рай. За милым личиком Лоры скрыто не только гнездо пороков, но и добрая и чуткая душа, испепеленная в этом извечном противостоянии.
Гарри Трумэн (Майкл Онткин) Славный малый. Настоящий шериф. Олицетворение духа американской одноэтажной глубинки. Честный, в меру прямой, добродушный, исполняет свои обязанности, не вступая в конфликты и компромиссы с собственной совестью. Патриот своего города. При этом способный на сильные чувства. Один из немногих однозначно положительных персонажей вселенной «Твин Пикс».
Бенджамин Хорн (Ричард Бэймер) Удачливый бизнесмен, зарабатывающий деньги в легальной и нелегальной сфере. Кроме находящихся в его собственности универмага и отеля (того самого, в котором остановился агент Купер), является собственником борделя на границе штата, в котором написано немало темных страниц истории городка и Лоры Палмер.
Одри Хорн (Шерлин Фенн) Дочь Бенджамина Хорна. С виду распутная и коварная, но на деле романтичная и ранимая девушка. Влюбляется в агента Купера и прикладывает всевозможные усилия, чтобы затащить его в постель.
Лиланд Палмер (Рэй Уайз) Отец Лоры Палмер. Юрист, работает на Бенджамина Хорна. Наиболее трагичный персонаж сериала. Очень остро переживает смерть своей единственной и любимой дочери. Примечателен своей любовью к танцам и музыке 40-ых.
Донна Хэйворд (Лара Флинн Бойл, Мойра Келли) Лучшая подруга Лоры Палмер. Сильно переживает смерть подруги. Тихая и скромная девушка, на протяжении сериала постепенно приобретающая черточки стервозности. Роль Донны в фильме и сериале исполняют разные актрисы, так как Лара Флинн Бойл из-за занятости не смогла принять участии в съемках полнометражной ленты.
Бобби Бриггз (Дана Эшбрук) Парень Лоры Палмер. Капитан школьной команды. Обладает взрывным характером. Замешан в торговле наркотиками (был втянут в это занятие Лорой).
Джеймс Херли (Джеймс Маршалл) В целом, положительный персонаж. Был тайным любовником Лоры, а позже и возлюбленным Донны, что не мешало ему заглядываться и на Мэдлин (кузину Лоры).
Мэдлин Фергюсон (Шерил Ли) Двоюродная сестра Лоры. Внешне очень похожа на нее, но в отличие от Лоры – скромная и порядочная.
Лео Джонсон (Эрик Даре) Пренеприятнейший товарищ. Водитель-дальнобойщик, обладатель скверного характера, запросто может избить собственную жену. Замешан в наркоторговле и был сексуальным партнером Лоры.
Шелли Джонсон (Мэдхен Эмик) Жена Лео и одна из самых красивых женщин Твин Пикса. Работает в закусочной. Обладает покладистым характером, однако не слишком умна и при этом цинична.
Уиндом Эрл (Кеннет Уэлш) Один из центральных персонажей второго сезона. Бывший агент ФБР. Когда-то Эрл был лучшим другом Купера и научил его всем премудростям работы в Бюро, однако потом ситуация изменилась. Эрл намеренно спровоцировал роман Купера со своей женой Каролиной, а потом жестоко убил ее, заставив Купера чувствовать себя виноватым одновременно и в ее смерти, и в предательстве своего друга. Уиндом Эрл верит в абсолютное превосходство зла над добром и ищет способ попасть в его вместилище - Черный вигвам.
Энни Блэкберн (Хизер Грэм) Красивая, скромная и добрая официантка, практически ангелочек. В свое время из-за проблем личной жизни ушла в монастырь, однако потом решила вернуться в город. Именно она пленила сердце неприступного агента Купера.
Гордон Коул (Дэвид Линч) Шеф агента Купера, который иногда заглядывает в Твин Пикс для того, чтобы съесть вкуснейший в мире пирог и пофлиртовать с официантками. Глуховат, что, впрочем, не сильно мешает ему в работе, а порой и способствует ей.
КНИЖНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
«Тайный дневник Лоры Палмер» (автор Дженнифер Линч) Был выпущен в перерыве между первым и вторым сезонами сериала. Представляет собой историю жизни Лоры Палмер с 12 лет до недели убийства, рассказанную от первого лица. Дневник полностью раскрывает характер Лоры, мотивацию ее действий и причины, по которым она начала вести двойную жизнь, принимать кокаин, заниматься проституцией и т.д. В дневнике непосредственно показана ее связь с темными силами (в частности, с БОБОМ), а также, подробно расписаны отношения с другими героями. Несмотря на то, что дневник полностью придерживается событий сериала, в нем есть две нестыковки – 1) дневник должен обрываться на 89-ом году (время действия сериала), а не 90-ом; 2) Подруга Лоры Донна и кузина Лоры Мэдди, согласно сериалу, впервые встретились лишь после ее смерти. Однако в дневнике сказано, что они встречались на Лорином дне рождения.
«Автобиография агента Купера: моя жизнь, мои кассеты» (Скотт Фрост) – книга, выполненная как сборник распечатанных аудиозаписей Дэйла Купера, охватывающих период с 1967 года (когда Куперу было 13 лет) до февраля 1989 года (момент назначения Купера в Твин Пикс). Выпущена после окончания сериала. Рассказывает об обучении Купера в школе квакеров, в колледже Хэверфорд, о формировании его серьезного отношения к сверхъестественному, о поступлении в Академию ФБР, о работе в бюро и прочем. Наиболее интересным здесь является подробное освещение взаимоотношений Дэйла Купера и его напарника Уиндема Эрла. Также в книге присутствует объяснение, почему Купер, каждый раз делая ту или иную диктофонную запись, обращается к некой Диане.
ЗА КРАСНЫМ ЗАНАВЕСОМ (О СОЗДАНИИ И ВЫПУСКЕ
Сразу стоит отметить, что «Твин Пикс» детище Линча не всецело, а на пару с ветераном американского ТВ Марком Фростом. Идея сериала пришла к ним в момент оживленного обсуждения двух проектов: фильма «Богиня», повествующего о последних днях Мэрилин Монро и абсурдной комедии «Пузырь из слюны». В тот период у Линча было не всё гладко в большом кино (коммерческий провал «Дюны», затем провал «Синего бархата»), и продюсер Тони Кранц предложил ему в качестве альтернативы возможность работы на ТВ. В итоге, «Богиня» и «Пузырь из слюны», были заброшены, а вся работа Линча и Фроста сконцентрировалась на создании нового сериала, который по их задумке должен был повествовать о жизни в глубинке и сочетать детектив с элементами мыльной оперы. Примерно так «Твин Пикс» и зародился.
Многие считали, что, приступив к работе на ТВ, Линч споткнется на двух серьезных ограничениях - возрастном рейтинге и зависимости сюжетной линии от популярности проекта у зрителей. Однако скептики ошибались, ибо он использовал эти преграды как творческий стимул. Отчасти и по этой причине сериал вышел в несколько несвойственной для Линча манере.
Несмотря на то, что написание сценария к большинству серий шло в потоке, Линч и Фрост уже на начальном этапе имели общую концепцию и знали, кто убийца. Хотя это и не мешало случайностям вносить свою лепту в съемочный процесс. Вспомнить хотя бы, как был, придуман персонаж убийцы БОБА (декоратор Фрэнк Сильва просто случайно попал в кадр, а Линчу это так понравилось, что он решил дать Сильве роль), или судьбоносный сон Купера с Черным вигвамом (Линч случайно приложил руки к теплому краю машины, и его осенило).
Линч не только контролировал общий процесс производства, но также участвовал в написании сценария. Он занимался написанием основных мистических «фишек» и эксцентричных персонажей (по сути, Дэйл Купер во многом тот же Линч: развитая интуиция, любовь к медитации, интерес к буддизму и серьезное отношение к сверхъестественному), в то время как Марк Фрост придумывал побочные сюжетные линии и «нормальных» персонажей, вроде Бена Хорна.
Изначально Линч не хотел, чтобы имя убийцы раскрывали вплоть до последней серии. Однако Марк Фрост и дирекция канала справедливо считала, что они не смогут водить зрителей за нос на протяжении сезонов, поэтому потребовала, чтобы ответ был дан ближе к середине второго. Это во многом охладило отношение Линча и команды, из-за чего он временно покинул сериал, отправившись снимать х/ф «Дикие сердцем».
После завершения расследования и раскрытия убийцы Лоры Палмер, рейтинги начали падать и сериал был на грани «отмены». Однако у «Твин Пикс» оставались фанаты и в ток-шоу Фила Донахью, Линч лично обратился к ним, чтобы они написали письма главе канала ABC, с целью заставить канал дать сериалу еще один шанс. Это сработало, и было снято еще 6 серий, в создании которых вновь принимал участие сам Линч. Рейтинги снова пошли вверх. Так, после окончания второго сезона у Линча появилась возможность работать над третьим, но он, больше не желая быть пленником влияния ТВ рейтинга на сюжет, решил ставить полнометражный сиквел-приквел «Твин Пикс: Огонь, иди со мной».
Для фильма были воссозданы декорации сериала, и в работу к нему была приглашена практически вся его актёрская команда, за исключением Лары Флинн Бойл (исполнительницы роли Донны Хэйворд), которая к моменту начала съёмок была задействована в четырёх проектах и не могла принять участие чисто физически.
Изначально, Кайл МакЛоклен (исполнитель роли агента Купера) должен был быть в этом фильме на первых ролях, занимаясь расследованием дела Терезы Бэнкс. Однако МакЛоклен решил подложить Линчу свинью, заявив что-то вроде «Я не желаю оставаться вашим Купером, а хочу играть Гамлета!» В итоге, Линч смог уговорить актера на роль, только после того, как серьезно урезал её. Так, расследованием дела Терезы Бэнкс стал заниматься не Купер, а новый персонаж Честер Десмонт (в исполнении певца Криса Айзека), что в итоге вызвало грубую нестыковку с официальным книжным дополнительным материалом «Воспоминания агента Купера». Поскольку легче было переписать главу книги, чем переснимать фильм, Линч решил смириться с требованиями МакЛоклена. Однако исправленные «Воспоминания Агента Купера» так и не увидели свет. А исправлял ли их кто вообще?
Из-за того, что изначальная версия «Огонь, иди со мной» шла 5 часов, Линчу пришлось серьезно сократить фильм, вырезав сцены с участием большинства персонажей сериала и многими поясняющими деталями. В итоге, из-за того, что «Огонь, иди со мной» был рассчитан на фанатов «Твин Пикс», но исключал сцены с участием их любимцев (в то время как большинство зрителей, не знакомых с сериалом, просто не понимали, что происходит), фильм ждал коммерческий провал в США. Хотя, стоит отметить, что в Японии он стал хитом. Однако неудача сиквела-приквела в финансовом плане в некоторой степени помогла «Твин Пикс» спастись от конвейерного синдрома, коснувшегося большинства культовых лент. Хотя у Линча и были сюжетные наработки для следующей картины (так, упоминаемая в сиквеле-приквеле персонажем Дэвида Боуи Джуди должна была играть в новом фильме немаловажную роль), он в итоге отказался от этой задумки, разумно полагая, что «Твин Пикс» исчерпал себя.
С момента выхода фильма «Огонь, иди со мной» фанаты упорно пытаются добиться от Линча выпуска режиссёрской версии. Несмотря на то, что сам Линч полностью «за», неожиданные обстоятельства (банкротство студии-дистрибьютора, финансовый кризис и прочее) до сих пор откладывают релиз режиссёрской версии сиквела-приквела на неопределенный срок.
ТВИН ПИКС В РОССИИ
Впервые «Твин Пикс» был показан в России 4 ноября 1993 года, по каналу «Останкино». Он шел в Прайм-тайм по четвергам и пятницам. Как и большинство иностранных продуктов, показанных по ТВ в то время, сериал страдал от посредственного перевода (хотя стоит отметить, что сама озвучка была неплоха) из-за чего многие фразы либо полностью искажались, либо вовсе меняли смысл, что для такого сериала, где все построено на диалогах, было плохо.
Примерно тогда же, под авторством некоего Джона Томпсона вышла «новелла» сериала, созданная подпольной командой малограмотных литераторов. «Новелла» являлась вольным пересказом событий первых 18-ти серий и содержала большое количество орфографических и сюжетных ошибок (к примеру, Шелли Джонсон «впервые» находила окровавленную рубашку Лео аж два раза). В период отсутствия доступного интернета было трудно отличить официальную новеллу от подделки. Поэтому такая халтурная букинистическая продукция продавалась наравне с официальными книжными дополнениями к «Твин Пикс» – «Тайным дневником Лоры Палмер» и «Воспоминаниями агента Купера».
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ДЭВИДА ЛИНЧА
Родился Дэвид Линч 20 января 1946 года в маленьком городке Миссула в штате Монтана. В молодости начал увлекаться живописью и фотографией. Учился в Пенсильванской академии искусств в Филадельфии, затем всерьез увлекся мультипликацией, итогом чего стала крошечная анимационная короткометражка с весьма прозаическим названием «Шесть блюющих мужчин». В 1967 он снимает свой первый короткометражный фильм «Алфавит», сочетающий кино и анимацию. Однако полнометражным дебютом Линча стала лента «Голова-ластик», увидевшая свет лишь в 1977 (Линч снимал ее пять лет, на личные средства) и до сих пор считающаяся одним из самых депрессивных фильмов в истории. «Голова-ластик» вызывает резонанс в среде критиков и делает Линча известным в кинематографическом кругу.
Поэтому вскоре Дэвид получает возможность снять фильм «Человек-слон», и в 1980 создает крайне нетипичную для Голливуда драму, получившую массу наград и номинаций. Позже, отказавшись от предложения поработать над созданием шестого эпизода «Звездных войн», он снимает свой первый и единственный высокобюджетный фильм «Дюна» - экранизацию романа Фрэнка Герберта. Линч не имел права окончательного монтажа, вследствие чего лента вышла очень далекой от её изначального замысла. «Дюна» провалилась в прокате, и сам Линч до сих пор считает её своим худшим фильмом.
Несмотря на неудачу с «Дюной», Линч вновь пытается работать в большом кино, на этот раз снимая в 1986 году х/ф «Синий бархат». И хотя в «Бархате» наиболее полно и ярко отразился типичный линчевский стиль с его любовью к абстракциям, жестокости и сюрреализму, фильм имел успех только в узком кругу кино-эстетов, а в прокате провалился как и «Дюна». Затем Линч пытается переключиться на телевидение и в 1990 снимает сериал «Твин Пикс», в котором пробует адаптировать свой фирменный стиль для большинства. «Твин Пикс» делает Линча знаменитым на весь мир и становится одним из самых популярных шоу всех времён. В том же 1990 году выходит роуд-муви «Дикие сердцем», получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а в 1992 – сиквел-приквел «Твин Пикса» - «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», получивший неоднозначную оценку как фанатов сериала, так и кинокритиков.
Увидевший свет в 1997 психоделический триллер «Шоссе в никуда», вновь снятый в излюбленном Линчем абстрактном стиле, вызвал бурю негодования среди критиков, многие из которых заявляли, что Линч просто издевается над зрителем (известно, что кинокритик Роджер Эберт считает именно этот фильм, а не «Дюну», позором Линча). В свою очередь, от провала в прокате «Шоссе в никуда» не спасла ни музыка Rammstein, ни обворожительная Патриссия Аркет, ни, наконец, гениальная сцена разговора героя Билла Пуллмана с Таинственным человеком («Позвони мне!»).
В 1999 году Линч внезапно решает снять крайне необычное для себя кино, которым становится «Простая история» - линейная история об отношении двух братьев. Кинообщественность, не так давно кидавшая в Линча помидорами за «Шоссе в никуда», была в шоке – «Где абстракции, загадочность, и прочее, за что мы любим этого виртуоза мистицизма?!» Вновь реабилитироваться в глазах своих поклонников Линчу помогает его фильм «Малхолланд Драйв» - сюрреалистическая история отношений двух любовниц. После всех предыдущих неудач «Малхолланд драйв» становится для Дэвида настоящей отдушиной – большинство критиков принимают фильм на ура, фильм более-менее окупается в прокате, а главное, сам Линч получает приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале.
На данный момент последним фильмом Линча является вышедшая в 2006 году «Внутренняя империя». У ленты не было ни общей концепции, ни сценария. По сути, это линчевский «Черный квадрат». Т.е. каждый находит там то, что считает нужным, в то время как сам автор ничего не хотел этим сказать.
В отличие от многих артхаусных режиссеров, Линч не считает, что снимает высокоинтеллектуальные полотна с сотней скрытых аллегорий и подтекстов, которые способен понять лишь элитарный круг кинолюбов. И когда его напрямую спрашивают, «почему большинство ваших фильмов – это шизофреническое запудривание мозгов?» он говорит, что просто любит абстракции т.к. они дают каждому зрителю возможность самому домысливать происходящее и строить сюжет, исходя из собственного понимания вещей. В принципе, недосказанность и таинственность являются неотъёмлемой частью ВСЕГО творчества Линча, хотя присутствуют в каждой его работе в разной степени. Линч принципиально не записывает к своим фильмам аудиокомментарии, т.к. считает, что автор никогда не должен пояснять зрителю, что происходит. Хотя два раза он сам нарушал это правило. Сначала в «Твин Пикс» (когда дал добро на выход дополнительного материала - «Тайного дневника Лоры Палмер»), потом в «Малхолланд драйв» (в DVD издании дал подсказки для разгадки сюжета).
Для самодисциплины, развития интуиции и креативного мышления, Линч с 70-ых годов практикует трансцендентальную медитацию (в 2006-ом году он выпустил на эту тему книгу «Поймать большую рыбу»). Кроме этого, Линч иногда пишет музыку (временами и для своих фильмов), занимается дизайном фурнитуры (за счет этого он смог заработать на хлеб во времена коммерческих провалов своих картин). Был женат 4 раза. Имеет троих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Твин Пикс» по праву считается одним из лучших творений Линча, т.к. практически еще ни в одном крупномасштабном телепроекте до него сюжеты не были так плотно взаимосвязаны, интрига не была настолько цепляющей, а конец истории не был настолько неожиданным и трагичным. Ну а, кроме того, «Твин Пикс» справедливо стал ярчайшим представителем жанра мистического детектива, и именно из «Твин Пикса» растут ноги таких знаменитых ныне сериалов как «Секретные материалы» или «Lost». А путь первопроходца всегда труднее и сложнее дорог его последователей. Но огонь, зажженный Дэвидом Линчем 20 лет назад, идёт за нами до сих пор.
Виталий Арабаджи,
Алина Ермолаева,
Тарас Саcс