ПОЕЗД ВНЕ РАСПИСАНИЯ
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ (UNSTOPPABLE)
Премьера: 11 ноября
Жанр: боевик, триллер, драма
Производство: США
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Крис Пайн, Розарио Доусон, Этан Сапли, Джесси Шрэм, Кевин Данн
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Начнем с начала, - реальной истории, которая, как водится, гораздо менее драматична, и динамики в которой хватит примерно на 10 минут новостного сюжета. А произошло вот что: 15 мая 2001 года, примерно в 12.35, товарный состав сорвался с тормоза и, покинув депо города Толедо, двинулся с места вперед, постепенно набирая скорость, максимум которой составил около 105 километров в час. Помимо управляющего локомотива (марки SD-40-2, если кому интересно), в состав этот входило 25 пустых вагонов и 22 загруженных, в основном бумагой и пиломатериалами, а две цистерны содержали расплавленный фенол. Трагедию удалось предотвратить в течение каких-то трех часов, благодаря скоординированному действию железнодорожников и местной полиции. Патрульными были перекрыты все переезды на пути поезда, с наиболее опасных участков следования эвакуировались люди (всего около 100 человек). В это же время другой локомотив нагнал товарняк и, прицепившись к последнему вагону, замедлил ход беглеца до такой степени, что Джон Хосфелд, начальник поезда, сумел перебраться на него и осуществить окончательную остановку.
Не нужно обладать умом Стивена Хокинга, чтобы понять: фильм с подобным сюжетом при должном подходе может принести неплохие барыши, а приписка «основано на реальных событиях» - идеальная приманка для любопытных зрителей.
Но как бы хороша и завлекательна ни была завязка истории, дальнейшие ее события нуждались в серьезной корректировке. Четкость действий и скоординированная работа профессионалов, при отсутствии жертв, взрывов, героических взрывов и пафосных слов, хороша только в жизни. Блокбастеры снимаются по другим правилам и с действительностью имеют все-таки мало общего.
Сценаристом, ответственным за насаждение всех этих дополнительных деталей на костяк сюжета, был выбран Марк Бомбэк – выбор, кажущийся с позиции сегодняшних дней более чем странный, а для 2007 года (когда и началась кутерьма с проектом «Неуправляемого») вполне очевидный. Именно тогда состоялась премьера «Крепкого орешка 4.0», в разработке сюжета которого Бомбэк принял непосредственное участие. Это уже позже из-под его пера появились «Список контактов» и «Ведьмина гора», после которых на студии 20th Century Fox, наверняка, не раз пожалели о своем выборе.
Конечно, Бомбэк по части драматургии далеко не Питер Морган, но «Неуправляемый» и не задумывался как драма о человеческих отношениях. Летящий на всех парах товарняк, груженный опасными химикалиями, не располагает к обстоятельным беседам – тут действовать надо, и чем быстрее, тем лучше. А эта часть уже зависит от режиссера, который, в зависимости от своих талантов, может превратить абсолютно «сырой» сценарий в зрелищную картину, которую захочется пересматривать снова и снова, так и запороть великолепный сюжет бездарной постановкой. Таким человеком должен был стать Мартин Кэмпбелл, числящийся у руля проекта больше года, с июня 2007 до марта 2009, когда его заменил Тони Скотт. Последний привел с собой и актера на главную роль, опытного машиниста, в силах которого остановить многотонную махину, своего любимца Дензела Вашингтона.
Приход столь прославленных людей проект с места не сдвинул. На студии все также тянули резину, стремясь сократить бюджет ленты с планируемых 107 миллионов долларов до 90, хотя бы. А тут еще и последний фильм тандема Скотт-Вашингтон «Опасные пассажиры поезда 123» отнюдь не стал кассовым лидером, с протяжным скрипом окупившись и принеся хоть какую-то прибыль лишь в мировом прокате. Решив сыграть на этом, продюсеры предложили снизить гонорары Скотта и Вашингтона на, соответственно, 4 и 3 миллиона долларов, что не понравилось ни тому, ни другому. После категоричного заявления о том, что проект они покидают, денежные суммы им увеличили.
Наконец, спустя более двух лет от начала объявления о запуске «Неуправляемого», в штате Огайо начались съемки этой картины. А находчивые продюсеры все-таки нашли возможности для экономии: актерский состав, звезд в котором, за исключением Вашингтона, практически нет. Разве что, Крис Пайн, сыгравший молодого машиниста и напарника героя Вашигтона (то есть вторую по значимости роль в «Неуправляемом»), уже достаточно известен для привлечения дополнительной зрительской аудитории, но еще не настолько, чтобы запрашивать атомные гонорары. Так же, как и Розарио Доусон, которой досталась роль железнодорожного диспетчера.
Прочитав весь предыдущий текст, сложно не задаться вопросом – с чего бы ставить такой высокий балл ожидания (целых 4 балла из 5) откровенно коммерческому проекту со слабым сценаристом и с сюжетными ходами, просчитываемыми на полтора часа вперед. А причина есть – имя ее уже упоминалось. Это Тони Скотт, который готов снимать боевики, пока в силах будет удержать режиссерский мегафон. А сил у 66-летнего режиссера пока предостаточно. И не просто для галочки Скотт значится в списке кандидатов на постановку нового «Супермена», и не просто на словах планирует снимать картину по комиксу Марка Миллара. Подтверждением слов о прекрасной творческой форме режиссера должна послужить скорая премьера «Неуправляемого», из которого, можно быть на 100% уверенным, Скотт выжмет весь возможный экшен. А ведь ради него подобные фильмы и смотрят. Чистый адреналин.
Владислав Лобач