9 апреля 2011 года в Нью Йорке на 86-ом году жизни скончался признанный классик Голливуда
Синди Люмет, чье творчество в России невольно популяризовал Никита Михалков. По словам падчерицы Люмета Лесли Гимбел, режиссер скончался от лимфомы - онкологического заболевания лимфатических узлов.
Сидни Люмет, американский режиссер, сценарист, продюсер. Один из наиболее плодотворно работающих американских режиссеров второй половины XX века. Сын актеров еврейского театра, он дебютировал на радио в возрасте 4 лет, выступал на сцене, с конца 30-х годов играл в бродвейских постановках. Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии Ли Страсберга. В 1942-46 годы служил в Вооруженных силах США.
В 1950 пришел на телевидение в «Си-Би-Эс» и стал один из лучших мастеров теледрам, с именем которого связывается их «золотая эра». Свой первый кинофильм
«12 разгневанных мужчин» (1956, главная премия на МКФ в Западном Берлине-57, по пьесе Р. Роуза) снял за 19 дней на основе собственной телепостановки. Действие, разворачивающееся в ограниченных пределах одной комнаты (заседание присяжных), воспринимается тем не менее как крайне динамичное. Никита Михалков в 2008 году снял ремейк этой картины, но никому об этом не сказал, чем заслужил огромное уважение тысяч неразборчивых зрителей за "оригинальный сюжет".
Уже здесь проявились особенности кинематографа Люмета: замкнутое пространство, городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. Для режиссера, имеющего за плечами актерский опыт, характерен тщательный подбор исполнителей, умение добиться от них хорошей игры. Люмет с легкостью работает в различных жанрах, но при этом его можно по праву считать главным создателем своих произведений.
Как режиссер психологической драмы Люмет утвердился благодаря таким картинам, как «
Из породы беглецов» (по пьесе Т. Уильямса «Орфей спускается в ад», 1959), экранизации А. Миллера «
Вид с моста» (1962) и Ю. О'Нила «
Долгий день уходит в ночь» (Long Day's Journey Into Night, 1962), «
Ростовщик» (1965) — история человека, пережившего ужасы фашизма и лишившегося всех своих близких. В 70-е Люмет обращается к напряженным городским сюжетам, ставит полицейский фильм «Серпико» (Serpico, 1973), криминальную драму «
Жарким днем после обеда» (Dog Day Afternoon, 1975) — обе картины основаны на реальных фактах, экранизирует детектив А. Кристи «
Убийство в Восточном экспрессе» (Murder On The Orient Express, 1974), дает сатирическое изображение коррупции в мире ТВ («
Телесеть», 1976).
В 80 — 90-е режиссер работает в жанре триллера («
Смертельная ловушка» 1982; «
На следующее утро» 1986) и судебной драмы («
Вердикт» 1982). В творчестве Люмета часто звучит тема семьи — будь то семья настоящая («
Дэниел» (Daniel), 1983; «
На холостом ходу») или некий ее аналог (
«Жарким днем после обеда»; «Принц города», 1981).
Классик продолжал снимать и в наше время. Последним фильмом режиссера стала лента "
Игры дьвола", вышедшая на экраны в 2007. А за год до этого в пркоате появилась судебная драма "
Признайте меня виновным".
Был награжден специальным призом на МКФ в Карлови-Вари в 1984 году за вклад в киноискусство. Четырежды выдвигался на премию «Оскар» как лучший режиссер и один раз как автор адаптации. Но получил за весь творческий период лишь один "Оскар" в 2005 году -
за вклад в мировой кинематограф.