Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Блоги / Позабытое ретро / Сокуров о Тарковском
Автор: Дмитрий ФроловДата: 02.05.2011 08:20
Разместил: Дмитрий Фролов
Комментарии: (0)
Въедливо изучая творчество одного из лучших советских режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского, я не мог пройти мимо документальной ленты Александра Сокурова «Московская элегия», посвященной памяти великого кинематографиста. Сразу скажу, что с работами Сокурова я почти не знаком – кроме этой работы видел только его «Русский ковчег», снятый одним непрерывным дублем. Стоит заметить, что фильм 2002 года про путешествие сквозь время по Эрмитажу – новаторский эксперимент в истории кинематографии, и, как утверждал композитор «Соляриса» Эдуард Артемьев, Тарковский также задумывал снять ленту одним непрерывным кадром, но, увы, не успел.

Любопытные слова композитора вызывают сомнения, ведь сам Тарковский не пренебрегал монтажом и считал, что он необходим для любого вида искусства, правда, в создании фильма главенствующим элементом он ставил не мастерскую склейку кадров, а, непосредственно, получаемый ритм фильма. Хотя кадрами, снятыми одной камерой без монтажных склеек Тарковский и знаменит, а вернее, получаемой при этом чарующей атмосферой фильмов. В любой его ленте такие эпизоды присутствуют: достаточно вспомнить проход героя Янковского по пустому бассейну со свечой в руке в «Ностальгии» и поджог дома главным героем в «Жертвоприношении».

Но что-то я отвлекся, давайте вернемся непосредственно к «Московской элегии». Хочу сразу сказать, что действительно хороших документальных лент о Тарковском мало. Рассказать сложную и интересную жизнь режиссера, наиболее детально разобрать его творческий путь, его искания и противостояния с Госкино – очень трудно. Написана масса книг о режиссере, но так до сих пор не переведен его личный дневник на русский язык, который представляет для поклонников режиссера бесценный клад. Сам Тарковский снял всего лишь одну документальную работу «Время путешествий», в которой он совместно со сценаристом Тонино Гуэррой искал места для съемок своей «Ностальгии». Помимо простых путешествий по красивейшим местам Италии, Тарковский размышляет перед объективом камеры и раскрывает свой взгляд на кинематограф в целом, и, что самое интересное, даже озвучивает сценарии, по которым бы он хотел снять фильмы.

Увы, но документальная лента Сокурова не раскрывает много интересных деталей о жизни и творчестве гениального режиссера. Вряд ли кто, незнакомый с работами Андрея Арсеньевича, будет смотреть документальный фильм Сокурова, поэтому, не стоило в него включать продолжительные эпизоды из разных фильмов Тарковского. Кстати, этим грешат и многие другие ленты, пытающиеся рассказать о гениальном режиссере. В защиту этого, конечно, можно сказать, что данные эпизоды непосредственно прилеплены для воссоздания нужной атмосферы, но увы, смонтированы они не столь удачно, и выбиваются из общего повествования.

Как-то блекло Сокуров пробегается по детским годам Тарковского, лишь вскользь упоминая где он родился и кто его отец. А далее, режиссер представляет вырезанные эпизоды из «Время путешествий» Тарковского – слишком затяжные, да и черно-белые, хотя свой документальный фильм Андрей снимал в цвете. Так и хочется прокрутить вперед эти моменты, так как они до боли знакомы, ведь вряд ли кто удостоит ленту просмотром, не ознакомившись наперед с работой Тарковского, с его поисками и размышлениями в Италии.

Кажется, что режиссеру ничего нового сказать не удается, и далее, он начинает показывать нам залы аэропорта, из которого Тарковский сел на самолет в Италию, навсегда покинув Советский Союз, и даже, его фотографии на загранпаспорте. Так уж это нужно и столь интересно? И ещё непонятно, зачем режиссер вкрапляет в свою историю кадры из эпохи СССР, будто пытаясь воссоздать то время, ту эпоху и атмосферу, но это явно у него не получается.

Томительно длинные кадры с закадровым голосом показывают нам и кладбище, на котором похоронен великий режиссер и дома, в которых жил Тарковский. Нагло проникая внутрь почти каждой комнаты, оператор готов залезть под каждую кровать в доме, открыть каждую дверь. С каким-то горестным сожалением, голос за кадром говорит, что тут было совсем по другому, когда здесь жил режиссер. Планы местности, родной земли Тарковского воссоздают атмосферу чего-то ушедшего, навсегда потерянного, но и тут же кадры съемок «Жертвоприношения», в которых оператор ловит в объектив камеры только одного Андрея, слишком длинны и нелепо смонтированы. Если уж так интересно посмотреть работу режиссера при съемках его последней картины, то стоит оценить фильм Михаила Лежиловского «Режиссер: Андрей Тарковский», в котором операторская работа гораздо качественнее и глубже.

И в итоге, "Московская элегия" Сокурова выглядит неполной и как будто недосказанной. За полтора часа можно было рассказать гораздо больше о жизни и творчестве Андрея Арсеньевича. И тем, кто хотел бы побольше узнать о Тарковском, зная только несколько его фильмов, эту ленту Сокурова я бы не рекомендовал к просмотру в первую очередь.

Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 651 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio