Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Вверх (Up), 2009
Автор: Сергей СысойкинДата: 30.08.2009 17:05
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

ВСЕМ ПО ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ

ВВЕРХ (UP)
Жанр: комедия, приключения, семейный, мультфильм
2009, США, 96 минут.
Режиссер: Пит Доктер
Роли озвучивали: Эдвард Эснер, Кристофер Пламмер, Джордан Нагаи, Боб Питерсон, Делрой Линдо
Роли дублировали: Армен Джигарханян, Иван Чуваткин

ОЦЕНКА: 5

Сколько можно говорить людям о том, что стать счастливыми просто? Только мы сами держим себя в черном теле/грязном обществе/нелюбимом окружении. Разговор этот никогда не потеряет актуальности. Мало того, напоминать о прописных истинах нужно все чаще и чаще - ибо мы так быстро стали о них забывать. А как проще всего донести мораль до человека? Конечно, при помощи сказки, которая, как известно, ложь, да в ней намек... А потому (пока отечественные сказочники предпочитают отмалчиваться) так кстати пришелся новый пиксаровский мультфильм «Вверх».

Студия Pixar не перестает удивлять своих зрителей, которые по идее уже должны быть готовы ко всему. Свежая работа аниматоров «Вверх» - очередной рубеж. Режиссеры Пит Доктер и Боб Питерсон - козыри необъятной пиксаров-ской колоды, которая тасуется и выдает для следующего проекта все новые и новые комбинации. И почти всегда это флэш-ройалы. Так, например, Доктер был режиссером «Корпорации монстров», а Питерсон сценаристом «В поисках Немо» и «Рататуя». К слову, Доктер оказался так впечатлен, посмотрев документальный фильм о природе Южной Америки, что сразу решил, куда направятся в путешествие его герои. Создатели «Up» похоже, своим незамысловатым трейлером обманули почти всех зрителей. Аудитория, привыкшая к цветастым и красивым роликам, разочарованно вздыхала, предпочитая в десятый раз пересматривать рекламу «Ледникового периода 3», восхищаясь непотопляемой белкой.

Сюжет мультфильма "Вверх", на первый взгляд, очень прост и давно как неоригинален. 78-летний ворчун Карл Фредриксен на закате жизни решается выполнить обещание, данное когда-то давно в молодости своей уже покойной жене, и отправиться в Южную Америку на поиски приключений. Правда способ он выбирает самый необычный из всех - привязывает к своему дому тысячи воздушных шаров...

МЫ И НАШИ МЕЧТЫ

Вся красота и гениальность мультфильма заключается в простом. «Up» напоминает продавца воздушных шариков. Это тот человек, к которому многие из нас в детстве бежали с громкими воплями, теребя плащи пап и платья мам, умоляя их купить ну хоть один из разноцветного разнообразия. И после этого с гордым видом вышагивали по улице, показывая язык тем мальчикам и девочкам, которым не так повезло, как нам. Шарик - это синоним счастья, такого же невесомого и воздушного, и схватить его можно лишь на коротенький миг.

В детстве весь мир кажется нам большим и необъятным. Именно в этом возрасте дети хотят стать первооткрывателями далеких планет (вспомните хотя бы замечательные стихи Владимира Семеновича Высоцкого про двух неразлучных друзей), завоевателями потерянных миров или просто-напросто увидеть целый свет во всем его разнообразии. Таким был юный мечтатель Карл Фредриксен, с широко распахнутыми глазами впитывающий любое достижение великого путешественника Чарльза Манца. Последний в смертельной обиде на бюрократов от науки пропадает в Южной Америке навсегда, оставшись лишь в воспоминаниях Карла.

Судьба сводит двух мечтателей. Всю жизнь Карл и Элли представляют, как они доберутся до сказочного водопада в Южной Америке и заживут еще счастливее. Но листки календаря осыпаются один за другим, незаметно пролетает жизнь, а альбом, куда Элли хотела занести все свои пометки о приключениях, так и остается незаполненным.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СКАЗКИ...

Пиксаровские кудесники умудрились буквально в десять минут экранного времени вместить целую жизнь с ее радостями и печалями, рассказать трогательную сказку. По сути, Карл и Элли посвятили жизнь друг другу, сохранив семейный очаг в целости и сохранности, защитив его от пагубных ветров жизни. Супруги научились радоваться вроде простым на первый взгляд вещам - будь то прогулка в парке или совместные домашние дела. Возможно, не каждому повезет встретить на своем пути человека, с которым можно провести всю жизнь. Но еще сложнее этого человека удержать рядом, суметь сохранить до дня последнего вздоха ту нежность и любовь, которая зародилась во время первой встречи. Что позволило Карлу и Элли прожить вместе счастливую жизнь? Умение отдавать себя без остатка самому близкому и родному, умение радоваться мелочам, из которых как мозаика и складывается наше существование. А как замечательно собирать эту головоломку вместе. Мечтать об одних и тех же вещах, в четыре руки восстановить из руин старый дом, иметь замечательную традицию лежать на полянке и наблюдать за облаками, оставить отпечатки своих рук на почтовом ящике -глубокий и несмываемый след в сердце любимого человека, а потом написать ему в альбоме самые искренние и оттого запоминающиеся слова: «Спасибо за приключения».

Окружающий их мир сжался до размеров маленького дома. И когда Элли отправилась в далекое путешествие, откуда нет возврата, внутренний мир Карла рухнул в одночасье. В этой сказке нет «умерли в один день» - тут, как в жизни, она ушла, оставила его. Оставила телесно, но не духовно. Карл постоянно разговаривает с Элли, не передвигает ее кресло с привычного места, но его дом уже не полон красок, из него ушло счастье, милый старичок превратился в сторонящегося всех ворчуна. Чистый и опрятный домик пришел в запустение. Но, как это обычно бывает, решиться на то, что позволит нам изменить нашу жизнь и сделает ее ярче, мы можем только под давлением обстоятельств, когда лучше рисковать, чем пропадать. И именно так Карл решается на путешествие, случайно прихватив с собой восьмилетнего мальчугана по имени Рассел.

Доподлинно неизвестно, ознакомились ли создатели «Up» с последней режиссерской работой Клинта Иствуда «Гран Торино», но сюжетная линия о притягивании противоположностей очень напоминает ту, что была у ветерана. Карлу и юному следопыту предстоит через общение и совместные испытания придти к внутренней гармонии и подружиться.

Картины Пиксара всегда изобиловали отсылками к признанным шедеврам авторского и массового кино. Если в «Рататуе» можно было разглядеть лукавого Годара, в «ВАЛЛ*И» - экспериментаторов Кубрика и Лукаса, то «Up» цитирует «Фицкаральдо» Вернера Херцога и «Волшебника страны Оз». Мотив одержимого музыкой человека, забирающегося в глубины своего безумия, у пиксаровцев трансформируется в поиск нового смысла жизни среди загадочных лесов Южной Америки, словно вынырнувших из книг Эдгара Раиса Берроуза.

...И ЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

А потом начинается другая сказка - о поисках птицы счастья. Сколько людей сложили свои головы, пытаясь поймать ее! Сколько пришлось потерять сил, для того, чтобы проникнуть в лабиринт, где живет это пернатое! В лабиринт, в который есть вход, а выхода нет. Как пел Андрей Макаревич -слишком редким гостем стала птица счастья в мире людей. Она устала от их мелочных обид и склок, улетев и не обещав вернуться. И как это бывает в жизни - неожиданно вылетела навстречу тем, кому она так была необходима в данный момент, выпорхнув из хитросплетенного лабиринта непонимания, злости и амбиций. Она пришла к тем, кто ничего не пытался у нее взять, не старался насильно неволить ее, но взамен подарил тепло и дружбу. А когда пришло время - отпустил.

«Up», несмотря на всю сказочность, -самый взрослый и жестокий мультфильм от аниматоров студии. Пиксаровцы взрослеют вместе со своим зрителем, поднимая все более глубокие темы в своих работах, неразрывно связанных с нашей жизнью. Отвергнутый обществом Чарльз Манц (удивительным образом сочетающий в себе черты полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» и героев немых картин Фрица Ланга) по своей сути продукт того общества, в котором он ищет потребность. У него своя трагедия. Устроив убежище среди неприступных скал, окружив себя верными помощниками (привет Роджеру Желязны), он безуспешно старается поймать переменчивое счастье за хвост и вернуть себе былую славу. В противовес ему Карл, такой же одиночка, ищет новые причины для того, чтобы жить, но внутри себя. Они как две стороны одной монеты - люди, потерявшие то, что помогало им жить. Чарльз превращается в монстра, и Карл, долго веривший в своего кумира, отказывается от своих радужных представлений о нем. Делая тем самым шаг к новой жизни.

О ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ

Здесь стоит сказать пару слов о технических приемах картины, визуально воплощающих замысел создателей. В начале мультфильма, когда Карл был совсем маленьким, его круглое лицо походило на арбуз. Но со временем, оно становилось все более угловатым, на исходе жизни превратившись в ровный квадрат. Главный персонаж постепенно сживался со своим домом, став его неотъемлемой частью и похожим на него в буквальном смысле (по графическому исполнению). Практически, это Бенджамин Баттон от мира анимации. Поэтому, безусловно, интересна антитеза между прорисовкой старика Карла и мальчика Рассела. По словам создателей мультфильма, квадрат символизирует прошлое, круг настоящее. Вообще, с каждым проектом Пиксар продолжает свои эксперименты с графикой. В «Up» вместе с традиционной покадровой fнимацией соседствует так называемая «процедурная». Она применена в отношении воздушных шаров, коих было нарисовано свыше десяти тысяч. Дабы не утомлять читателя техническими тонкостями процесса, вкратце - каждый шарик был нарисован и просчитан по физике так, что вел себя на экране, как настоящий, своими движениями влияя на собратьев так, как бы это было в настоящем мире. Подобная техника была опробована Пиксаром в «Тачках», а здесь получила дальнейшее развитие.

Отдельно стоит упомянуть Армена Борисовича Джигарханяна. Как актер старой школы, даже при озвучке западного фильма, в отличие от новомодных и раскрученных Тимати и Павла Воли, Армен Борисович умудряется наделить своего персонажа не только легко узнаваемым практически любым российским зрителем голосом, но и фирменными чертами характера. Джигарханян вжился в свою роль. Теперь у кота Ма-троскина появился достойный оппонент для зрительского обожания.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вообще, «Вверх» - своеобразный кубик Рубика, при каждом следующем просмотре открываются ранее незамеченные грани и смыслы. Этот продавец шариков даст вам столько, сколько захотите у него взять. Хотите юмора и забавных персонажей? Держите красный. Хотите смысловой нагрузки, доказывающей, что мультфильм далеко не детский? Возьмите желтый. Красивую графику? Синий ваш. А, может, для вас приоритетней всего вернуться в детство и ощутить себя снова ребенком? Найдется еще масса разноцветных сфер.

Создатели «Up» мягко напоминают зрителю, что многое в его жизни надуманно и несущественно (для этого прибегая к излюбленным темам Хайао Миядзаки). Это не приказ к действию, это повод задуматься. И чтобы снова взлететь, нужно лишь выкинуть из дома весь старый хлам, оставить прошлое позади и двигаться вперед. Точнее ВВЕРХ.
Сергей Сысойкин



ЕСТЬ МНЕНИЕ...

«Вверх» - мультфильм, на самом деле, довольно скучный. Хороших шуток тут мало, а сквозящая отовсюду трогательность настолько прямолинейна и настойчива, что уже через полчаса просмотра ощущаешь себя обманутым.

Шаг студии Pixar заговорить с ребенком напрямую о смерти гордо называли смелостью, но на самом деле это, скорее, кризис фантазии, когда в отсутствии лучшего начинаешь лепить известные истины в лоб, а тебя вдруг воспринимают новым мессией. Даже в «ВАЛЛ'И» такой подход было как-то тоньше, а уж там он был отнюдь не элегантен.

Антон Минасов

Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 413 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio