Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Блоги / Кино без актера / «О мышах и людях»
Автор: Михаил ТарасовДата: 19.08.2011 05:16
Разместил: Михаил Тарасов
Комментарии: (0)
На повестке блога вновь игровая картина, которая опять-таки неизвестна абсолютному большинству зрителей, однако несомненно достойна просмотра. Тем более что это одноименная экранизация культовой повести нобелевского лауреата Джона Стейнбека "О мышах и людях», снятая популярным актером и изредка режиссером Гэри Синизом (лейтенант Дэн из "Форреста Гампа") с ним же в одной главной роли и с Джоном Малковичем – в другой. Фильм каким-то чудом прошел мимо отечественной публики, что выглядит полнейшей несправедливостью, так как он, очевидно, способен задеть самые искренние чувства: вызвать волнение, сострадание и тихое отчаяние. Ведь режиссер отнесся к первоисточнику с нескрываемым трепетом, бережно воссоздав в кинообразах атмосферу, героев и нравственную коллизию произведения Стейнбека.

Сюжет точь-в-точь такой же, каким его сочинил писатель. Это история странной парочки работяг – уравновешенного и предусмотрительного Джорджа (Синиз) и умственно отсталого Ленни (Малкович), которые разъезжают по Америке времен Великой депрессии, разыскивая работу на фермах. Но надолго осесть нигде не получается, потому что «сильный, как бык», но глупый и наивный, как дитя, Ленни постоянно попадает в передряги, отчего друзьям приходится уносить ноги, иной раз спасаясь от натравленных собак. В этот раз они поселились на ферме, где и разворачивается грустный рассказ о неотвратимости судьбы и трагичности жизни.

Выступление Джона Малковича в роли психически неполноценного добряка выглядело бы, как заявление с просьбой выдать «Оскар», если бы не предыстория создания фильма. Гэри Синиз уже ставил пьесу «О мышах и людях» в основанном им чикагском театре "Степной волк". Было это за 11 лет до начала съемок ленты в 91-ом году, и Малкович вместе с Синизом играли на сцене тех же героев, что и в фильме. Поэтому актеров легче заподозрить в давней дружбе, чем в сговоре с целью отхватить позолоченного истукана. Впрочем, Киноакадемия все равно прошляпила эту картину, даже несмотря на то, что сценарий к ней написал легендарный Хартон Фут (на момент съемок ему было 74 года), который в 1962-ом году адаптировал роман Харпер Ли "Убить пересмешника" для его экранизации Робертом Маллиганом. Что было причиной такого игнорирования фильма, выполненного по всем канонам классической американской кинодрамы, гадать можно долго. Быть может, дело в том, что еще в 40-ом году киноакадемики щедро номинировали первую киноверсию "О мышах и людях" Льюиса Майлстоуна, и не хотели повторяться спустя 53 года. Вероятно, и появление фильма после известнейших "Пролетая над гнездом кукушки" и "Человека дождя", с которыми работа Синиза перекликается в тех или иных аспектах, тоже не сказалось положительно на его наградной судьбе. В результате из кинофорумов первого ряда режиссерское творение Синиза отметилось только на Каннском фестивале, где претендовало на главный приз.


На пыльных просторах сельской Америки под протяжные мелодии ветров, доносящие с красных полей, под прозрачным покрывалом алого солнца, как и сто лет назад, живут пузатые фермеры и тощие работники мешка и лопаты. Но в идиллическом единении с природой слишком много душевного разлада и густой предзакатной тоски от одиночества и бессмысленности. Щемящая боль людей расплывается в воздухе, незримой кисеей окутывая то одного, то другого. И лишь мечта, далекая, безукоризненная, космическая, как бесконечное небо, как яркая звезда, как ласковое дыхание сновидения, мерцает вожделенным миражом, колеблется лунной тропой на воде. Только она и дает веру, что будущее существует, что однажды прервется томительный путь дней-близнецов, и случится счастье. Так могло быть, если бы это был другой мир, иная вселенная, особая жизнь, но все - как всегда, как всюду, как по проклятому закону неизбежности… Стейнбек беспощаден и жесток, словно сама судьба пишет его пером историю реальности.

Именно этот трагизм ловит Синиз в пространство кадра, превращая его в беспричинное ощущение опасности, которая разлетается по сюжету черными воронами обреченности. «Ничего не предвещает», - твердит умиротворенный экран. «Мы не верим», - вынуждено шепчут зрители. Потому фильм стремительно проносится на одной пронзительной ноте злого предзнаменования, за что режиссер заслуживает громких аплодисментов и охапку цветов. Картина получилась с глубокой живой душою, которая с лихвой окупает порой чересчур нарочитые сцены и отработку полюбившихся зрителю стереотипов.
Нравится
Похожие страницы:
Прибавление в "Людях Икс"
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 485 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio