КАК ДЖАСТИН ВСТРЕТИЛ МИЛУ
СЕКС ПО ДРУЖБЕ (FRIENDS WITH BENEFITS)
Жанр: комедия про это
2011, США, 109 мин.
Режиссер: Уилл Глак
В ролях: Джастин Тимберлэйк, Мила Кунис, Патришия Кларксон, Вуди Харрельсон, Эмма Стоун
ОЦЕНКА: 3,5
Кучерявая девичья мечта под маркой Джастина Тимберлэйка в образе милого, веселого и, последний выстрел, успешного журналиста ссорится со стервозной Эммой Стоун. Но не проходит и одного монтажного кадра, как на его пути в короткой юбке и с большими глазами выскакивает перевозбужденная Мила Кунис, увлекая героя, а вслед за ним и сюжет в лихорадочную кутерьму Нью-Йорка, где Джастина ожидает место редактора модного журнала. С такой прической ему, конечно, не быть одиноким: либо сладенький гей-активист Вуди Харрельсон приголубит, либо взбалмошная Мила предложит дружбу водить. Джастин, как это не удивительно, выбирает второй вариант. Меж тем, платонические отношения дают течь в виде смешно снятого секса с чиханием и пением в самые пикантные моменты. Попытки восстановить докоитальную идиллию без обязательств увенчиваются успехом, и лишь из-за любви к кино режиссер показывает фильм еще в течение часа.
«Секс…» понравится всем зрителям не зависимо от того, будут ли они смеяться над ним или осыпать экран гневными тирадами. Простоватый юмор картины держится на неприличных откровениях, и это уже не коробит, а кажется неотъемлемым атрибутом жанра, который без вульгарных сальностей потеряет всю привлекательность. Но отдавая симпатии исполнителям главных ролей, приходится соглашаться, что все эти «эй, у меня вагина не резиновая» были бы еще большим мусором, если бы не природное обаяние актеров, удачно вплетенное в легкую манеру их игры. С другой стороны, фильм не скупится и на поводы для злостного брюзжания: а где же глубина философской проблемы, а как же конфликт поколений, а почему Мила Кунис так сильно раздета? И это тоже справедливо, ведь модный фарватер нынешнего кино, предполагающий врожденную имбицильность публики, затягивает фильм почти целиком, так что только драматические пятки торчат. Причем, еще не известно, как было бы лучше: оставить один сплошной стеб или глушить его позывами к состраданию.
Объективная ценность ленты состоит в том, что Уилл Глак снял ее как ровное зеркало, но все равно получилось смешно. Первая часть сюжета точно воспроизводит портрет поколения, в особенности его материально благополучную и внешне привлекательную касту. Герои – это здоровые, активные, успешные люди, пребывающие в состояние вечного опоздания, нацеленные на креативные профессии и сладкую жизнь в дорогих квартирах. Поэтому фильм полностью обслуживает непритязательные эстетические потребности этого социального слоя, реплицируя на экране то ли его представителей, то ли их эталонные макеты aka примеры для подражания. Ритм их будней всецело воплощается в судорожном монтаже и дерганных движениях объектива. Однако к середине съемок у режиссера, видимо, заболела голова, и кофеиновый экстаз экрана пришел к размеренному такту.
Глак уже во второй раз пытается создать представительный феномен современной культуры. «Отличница легкого поведения» предполагалась как актуализация молодежных ромкомов Джона Хьюза («Шестнадцать свечей», «Выходной клуб “Завтрак”») с откровенными отсылками в их сторону. «Секс по дружбе» замахивается на еще более авторитетную классику, зато с меньшей очевидностью. Не все, наверно, заметят, что над ипподромом утех, то есть над кроватью героини Кунис весит плакат фильма «Это случилось однажды ночью» 34-го года. Кроме того, что он знаменит, как один из трех обладателей пяти главных «Оскаров» за всю историю награды, в нем снимался Кларк Гейбл, а режиссером был Фрэнк Капра. Но даже еще до появления визуального намека, сравнение новой работы Глака с этой известной картиной приходит без спросу.
Так режиссер нам подсказывает то место, которое он присмотрел для своего фильма, а именно лавры ненавязчивого, но знакового отражения эпохи. Что ж, может быть, хотя куда скромнее было бы процитировать что-нибудь из «Когда Гарри встретил Салли». Впрочем, несмотря на отсылки к великим, ощущение хронометражной избыточности этого «Секса под дружбе» не отпускает, а в финале только усиливается. Остроты, которые режиссер щедро отпускает в сторону слезливо-слюнявых мелодрам, чем как бы открещивается от этого жанра, не оправдываются завершением фильма. Вновь озорной юмор и череда гэгов растворяются в прописных истинах, будто беззаботный секс по дружбе обернулся рутинным сексом в многолетнем браке.
Михаил Тарасов