ВЗРОСЛЕТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
ПОТОМКИ (THE DESCENDANTS)
Жанр: драма, комедия
2011, США, 115 мин.
Режиссер: Александр Пэйн
В ролях: Джордж Клуни, Шэйлин Вудли, Амара Миллер, Ник Краузе, Патти Хасти, Грэйс А. Круз, Ким Дженнаула
ОЦЕНКА: 4
В новой картине Александра Пэйна искусно разыгранный сюжет, изобилующий подтекстами и возможными трактовками, приводит мысль авторов к клишированному финалу, который, видимо, должен удовлетворить большую часть достопочтенной публики. Это интеллектуальное кино для всей семьи с множеством прекрасных ироничных сцен и свежим, не растиражированным повествованием блещет постановочным мастерством и естественностью актерской работы. Но, слаженный труд всей съемочной группы, в конечном счете, превращается из вектора в точку – в ноль. Ни режиссер, ни сценаристы не смогли вывести свою идею за пределы уютного сознания благополучного американца/европейца, жизнь которого, несмотря на общий глянцевый отлив окружающего мира, то и дело подскакивает на неудобных ухабах судьбы.
Герой Джорджа Клуни – крупный землевладелец и несчастный отец с двумя проблемными дочерями. Но и огромные территории вдоль живописных морских берегов, и неудавшиеся семейные отношения – все досталось ему будто из прошлых, не его жизней. Земля – от дедов и прадедов, дети – от умирающей жены. Он словно не причастен к тому главному, что есть в его судьбе. Все для него – либо дар, либо проклятие. В то время, как сам он, в общем-то, отличный парень. Симпатичный, доброжелательный и уважаемый среди многочисленных родственников в виде толпы кузенов.
Подобный образ изначально напрашивается на звание архетипа, демонстрирующего тот инфантилизм, который свойственен современному цивилизованному Западу. Поколение успешных взрослых бизнесменов и прочих деятельных членов общества, например, юристов, как герой фильма, на поверку обнаруживает безответственную, слабую, иждивенческую психологию. Как тут не вспомнить цитату из фильма «Бойцовский клуб»: «мы поколение тридцатилетних мальчиков». Вот и Александр Пейн – о том же. Только в его картине драматический антураж создан в стиле, противоположном контркультурной эстетке финчеровского творения. Оттого солнечная атмосфера отпуска, который всегда с тобой (дело происходит в Майами), умело маскирует критический посыл фильма. К тому же Пэйн определенно благожелательно относится к своим героям, и каждому из них дает второй шанс, даже не пытаясь довести до преддверия катастрофы.
Все персонажи фильма увидены будто сквозь тени своих предков в более или менее длительной исторической ретроспективе. Главный герой, как и его большая семья, – потомки первых американцев, пришедших на эти территории. Они уже давно растеряли родовую хватку настоящих дельцов, которые когда-то создали целую землевладельческую империю. Теперь их веселая компания в гавайских рубашках умиротворенно потягивает прохладительные напитки, растрачивая богатства дедов и иногда переругиваясь из-за новых сделок по продаже наследства. В глобальном ракурсе такая постановка контекста намекает на всех нынешних граждан Америки – недостойных потомков отцов-пилигримов. Отсюда и социальный пафос, который так взбудоражил американских кинокритиков, что они дружно осыпали этот фильм восторженными рецензиями.
С другой стороны, на смену 40-летним уже спешат их дети, а вместе с ними – и хрестоматийная тургеневская проблема, которую авторы картины раскрывают на том же поле преемственности поколений. И здесь речь заходит об ответственности родителей за характеры их детей. Впрочем, на фоне инфантилизма взрослых, детские чудачества кажется нормальным делом. «Яблоко от яблони…» или парадигма фрейдизма: и то, и другое дает однозначный диагноз семьям, где «предки» и «потомки» имеют одинаковую степень осознания своих поступков и их результатов.
Основа сюжета развивается накануне продажи последнего крупного участка земли. Безвольные хозяева расстаются с ним почти без сожаления, даже не пытаясь как-то справиться с возникшими трудностями и променять комфортное существование на жизнь в борьбе. Но после того как главного героя охватывает бурное море роковых неурядиц, он понимает, что судьба не прощает долгов и всегда требует плату за годы спокойного бездействия. Это понимание и становится новым началом, первым настоящим днем, когда герой решает не отпускать то, что имеет.
Но сценарий закрепощает его порыв в лоне семьи как общепринятой ценности и непререкаемого смысла всякой человеческой жизни. Это, может быть, действительно так, что, однако, не отменяет тривиальность подобного сюжетного хода. А в искусстве, как известно, клише – самое большое упущение, которое может совершить автор. Посему, умиляющее и порой восхищающее жизненной простотой кино не покидает рамки одноразового просмотра, так и оставаясь вместилищем многочисленных бабочек-намеков на что-то важное и всем необходимое. Легко и со вкусом – видимо, именно это нужно зрителю. Потому «Потомки» - это фильм на потребу, фильм, выполняющий социальный заказ. Потому все им так восхищаются. И ключевая претензия здесь – «все».
Михаил Тарасов